24 июля 2023/ 07:09

#Советы экспертов #Финансы

Финансовый омбудсмен: кто это такой и когда стоит к нему обращаться

Наталья Бирюкова   24 июля 2023/ 07:09

Подходит ли ваш случай для решения спора с банком этим путем, можно уточнить по телефону контактного центра.

Молодая пара рассматривает финансовые документы

В каких случаях нужен финансовый омбудсмен

Если у вас возник спор с банком, микрофинансовой организацией (МФО), страховой компанией или негосударственным пенсионным фондом (НПФ), разрешить его можно без суда – с помощью финансового омбудсмена*.

Кто это такой? Финансовый омбудсмен или уполномоченный, – это государственный служащий, который разбирает денежные споры между клиентами и финучреждениями. Этот специалист независим от органов власти, Центробанка и любых других организаций и должностных лиц. Услуги бесплатны.

В каких ситуациях он поможет? Например, ваш банк в одностороннем порядке увеличил проценты по кредиту; страховая компания выплатила меньшую, чем положено, сумму по ОСАГО, микрофинансовая организация начислила штрафы больше допустимых по закону и т. п.

Для обращения к уполномоченному должно быть выполнено несколько обязательных условий:

вы обычный клиент, а не предприниматель;
сумма, которую хотите оспорить, составляет до 500 000 руб.

Это ограничение не действует в случае, когда речь идет об ОСАГО; вы еще не обращались в суд; спор касается именно финансов – вопросы возмещения морального ущерба или упущенной выгоды омбудсмен не рассматривает; со дня возникновения спора прошло меньше трех лет; организация, с которой возник спор, входит в список учреждений, которые обязаны сотрудничать с финансовым омбудсменом.

Что касается последнего пункта, посмотреть полный список банков, страховых компаний, ломбардов, МФО и НПФ, на которых можно пожаловаться уполномоченному, опубликован на сайте Центробанка cbr.ru.

«Закройте это немедленно!»: как не отдать банку лишнее

Как обратиться к омбудсмену? Вначале напишите жалобу по своей ситуации в организацию, к которой у вас возникла претензия, и дождитесь официального ответа. Вам обязаны предоставить его не позднее чем через 15 дней, если со дня возникновения спора прошло меньше полугода. Если больше, срок ответа увеличивается до 30 дней.

Что дальше? После того как ответ получен или время его ожидания прошло, пишите обращение к омбудсмену. Расскажите в нем о своей ситуации. Приложите к своему письму копии жалобы в организацию и ответа на нее, а также сканы договора, чеков, квитанций и других документов, которые могут повлиять на решение.

Удобнее подать это заявление на сайте финансового омбудсмена finombudsman.ru. Для этого у вас должен быть зарегистрированный профиль на Госуслугах. Можно направить обращение и документы по почте заказным письмом на адрес Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3. Все вопросы можно уточнить по телефону контактного центра 8 (800) 200-00-10.

В течение трех дней после получения вашего обращения придет ответ о том, будет ли омбудсмен заниматься вашим делом. Решение вопроса займет до 40 дней.

Важно! Организация, с которой у вас возник спор, обязана выполнить решение омбудсмена в указанный срок. Если это не сделано, уполномоченный выдаст вам удостоверение, имеющее силу исполнительного документа. Обратитесь с ним в Службу судебных приставов.

Если останетесь не удовлетворены результатом разбирательства, в течение 40 дней у вас есть право обратиться с иском в суд.


* Федеральный закон № 123-ФЗ от 4 июня 2018 г

Подготовила Елена Степнова

Подробнее

Источник: Журнал «Тайны звёзд» / Фото: freepik.com / wayhomestudio