22 Октября / 18:00

#История

Обладал душой, «родился» не в Туле: все тайны русского самовара

   22 Октября / 18:00

Уникальный предмет, который использовался не только для чаепитий.

Самовары сегодня встретишь разве что на ярмарках — «во дни народных гуляний»: огромные сосуды, крест-накрест увешанные кренделями и баранками, как правило, соседствуют с другими атрибутами «русского духа» — деревянными ложками, расписанными под хохлому, да павлопосадскими платками. В домашнем же хозяйстве самовары держат только те, кому они достались от прабабушек, и то скорее в качестве музейных экспонатов, чем водогрейных приборов. Нет сегодня у людей времени чаи гонять. Вся жизнь на бегу. Однако рано мы отправили самовары на свалку истории: эти свидетели ушедшей эпохи многое могут дать человеку современному.

Любовь не знает преград

Бытует мнение, будто первый самовар в России появился в эпоху царствования Петра I: царь-батюшка привез диковинный водогрейный прибор из Голландии и приказал изготовлять и распространять таковой повсеместно. А спорить с Петром Алексеевичем было бесполезно. Якобы так — добровольно-принудительно — и вошли самовары в русскую жизнь и стали ее символом. К счастью, все было по-другому.

Любовь с самоваром у нашего народа случилась естественная и взаимная. А началась она с любви к чаю, который на Руси отведали еще в первой половине XVII века. Царь Михаил Федорович Романов пил чай уже в 1618 году — ему диковинный напиток презентовали китайские послы. Правда, употреблял он его в качестве лечебного питья. Кстати, и само слово «чай» в русский язык проникло из Китая, но через медицинские трактаты. Ведь в XVII веке чай считался «предохранительным средством против вредного влияния заразительного воздуха и лекарством от вина». И только потом его стали пить исключительно удовольствия ради.

При этом долгое время он оставался дорогим. В отличие от Европы, в Россию чай поставляли сухопутным путем — гужевым транспортом. Путь от Китая до Москвы был долог, чайные обозы находились в дороге почти полгода. Поэтому в конечную стоимость чая включались расходы и на перевозку, и на «прокорм возчиков и охрану». Так что отечественному потребителю удовольствие погонять чаи обходилось в среднем в 10–12 раз дороже, чем немцу или англичанину. Но нет преград для настоящей любви. Даже дорогущий чай все равно пользовался стабильным спросом, и найти его на российских прилавках труда не составляло.

Родом с Урала

И коль скоро чайная торговля процветала, то за ней подтянулись и те отрасли промышленности, которые так или иначе были связаны с потреблением чая. И в первую очередь производители самоваров. Кстати, родина самовара отнюдь не Тула, как принято считать, а Урал. Согласно историческим документам, первое документальное упоминание самовара относится к 1740 году и связано оно с Иргинским заводом.

В феврале того года на Екатеринбургскую таможню доставили с реки Чусовой изъятые у купцов Иргинского завода товары: шесть кадушек меда, шесть кулей орехов да медный самовар с прибором. Служащие таможни так описали «водогрейный прибор»:

Самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы.

Так впервые в документах горнозаводского Урала было упомянуто слово «самовар».

«Туляк» же засветился в исторических хрониках на 6 лет позже — в 1746 году. А вскоре самоварное производство было налажено и в уральском поселке Суксун. В середине XVII века в этих местах обнаружили месторождение меди, а предприимчивый Акинфий Демидов построил здесь железоделательный завод. И дело пошло. Началось все с изготовления медной утвари и посуды, а кончилось производством фирменных самоваров — в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Впрочем, заводы, что в Суксуне, что в Туле, принадлежали Демидовым, для которых перебросить мастеров из одного места в другое никакого труда не составляло. Так что не исключено, что оба производства зачинались одновременно.

Что не надо брать в Тулу

Тем не менее именно в Туле российское производство самоваров прижилось, получило широчайшее распространение и сосредоточение. Свидетельство тому пословица, и сейчас еще часто употребляемая: «Со своим самоваром в Тулу не ездят».

И действительно, брать с собой прибор для подогрева воды в Тулу бессмысленно и глупо. Уже в 1850 году в этом городе одновременно функционировали 28 самоварных фабрик. Совместными усилиями они выпускали порядка 120 тысяч самоваров в год! И все эти водогрейные приборы находили применение. Без них не обходился ни дешевый трактир, ни дорогой ресторан, ни захудалый постоялый двор, ни роскошная гостиница. Они стояли в каждом доме — и у сановного чиновника, и у загулявшего гусара, и у купца первой гильдии, и у заводского рабочего. Пузатые и стройные, большие и маленькие, вычурные, расписные и скромные, гладкие. Словом, на каждый вкус и кошелек.

Спрос на самовары всегда был велик, хотя эти водогрейные сосуды никогда не были дешевы, ведь они достаточно сложны в производстве. А поначалу они и вовсе считались предметом роскоши. И тем не менее на протяжении почти 250 лет самовары в нашей стране били все рекорды по популярности. Они являлись непременным атрибутом русского быта, из-за чего иностранцы даже называли самовар русской чайной машиной.

В чем секрет?

Что же такого необычного было в самоваре, что превращало его в любимца публики? Все просто: у этого неживого железного «прибора» есть… живая душа. Самовар — не заурядная утварь: он всегда стоял в центре стола, булькая и пыхтя, являясь центром домашней вселенной. А иногда для него даже сооружали специальную подставку в красном углу: люди считали, что именно там, под иконами, ему самое место.

Еще бы, ведь это была действительно дорогая вещь: его часто покупали на сбережения, передавали по наследству, дарили молодоженам. Немудрено, что, едва «переступив порог», самовар тут же становился символом достатка и благополучия. Но все-таки не материальная ценность была в нем определяющей. Самовар потому вошел в каждый дом, что стал олицетворением гостеприимства, радушия, дружеского общения, задушевной беседы, домашнего уюта и покоя.

Самовар был свидетелем и невольным участником всех событий, происходящих подле него, — как значимых, так и пустяковых. За ним нередко решались важные деловые вопросы, без него не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Согласитесь, очень полезная привычка: разруливать проблемы за чашкой чая. Кстати, если верить масштабному исследованию Вильяма Похлебкина «Чай и водка в истории России», то «чем больше получал распространение в той или иной области чай, тем более сокращалось там потребление водки».

В царской России на эту особенность обратили внимание и ученые, и государственные мужи, потому старались приучить население страны к чаепитиям. И изрядно преуспели в этом: к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай).

Оксана Волкова

Подробнее

Источник: Журнал «Наша история» / Фото: freepik.com, кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова»