Тесный мир: правда ли, что человечеству грозит глобальное перенаселение
Согласно данным ООН, общая численность людей на планете превысила 8 миллиардов.

Несмотря на катастрофы, войны и эпидемии, население неуклонно растет, что вызывает тревогу у тех футурологов, которые боятся, что ресурсов не хватит на всех и борьба за них разрушит современную цивилизацию. Насколько обоснованны эти опасения?
Демографический кризис
Историки утверждают, что непрерывный рост населения Земли начался с XIV века, после завершения пандемии чумы, которую называли «черной смертью» и которая выкосила чуть ли не половину жителей Европы, Ближнего Востока и Северного Китая. Распространение гигиенических процедур, снизившее влияние инфекционных заболеваний на популяцию, улучшение культуры быта, медицинских практик и продуктивности сельского хозяйства привели к демографическому взрыву. К XIX веку население мира выросло до миллиарда человек, к началу ХХ перевалило за полтора, еще через 50 лет увеличилось до 2,5 миллиарда, а к концу века — до 6 миллиардов.
Как видно, каждое последующее добавление миллиарда человек занимало меньше времени: 33 года для достижения 3 миллиардов в 1960 году, 14 лет — для 4 миллиардов в 1974 году, 13 лет — для 5 миллиардов в 1987 году, 12 лет — для 6 миллиардов в 1999 году, 7 миллиардов в 2011-м и 8 миллиардов в 2023 году. Демографы полагают, что теперь рост населения замедлится и отметку в 9 миллиардов мы преодолеем только через 15–20 лет.
Так или иначе, но никогда на планете не жило столько людей, сколько сейчас, и сам этот факт порождает дискуссии об угрозе перенаселения. Интересно, что началась она задолго до того, как предпосылки к проблеме действительно возникли. Еще во II веке Тертуллиан, житель Карфагена, высказывался по этому поводу следующим образом:
«Наша численность обременительна для мира, который с трудом может прокормить нас… Мор, голод, войны и землетрясения нужно воспринимать как лекарство для народов, как средство сократить избыток человеческого рода».
Людоедская по своей сути идея решения проблемы за счет насильственного уничтожения части населения сохранилась до новейшего времени. Например, в конце XVIII века стало необычайно популярно мальтузианство — теория, созданная англичанином Томасом Мальтусом на основе наблюдения, согласно которому рост населения всегда опережает рост благосостояния.
По расчетам Мальтуса, количество людей увеличивается в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания — в арифметической. Такое несоответствие приводит к голоду, эпидемиям и мятежам. Чтобы решить проблему, сторонники мальтузианства предлагали наложить жестокие ограничения на свободу беднейших слоев населения: контроль над рождаемостью, принудительные работы за паек, скудное медицинское обслуживание и т. п.
По мере внедрения достижений научно-технической революции все эти расчеты перестали соответствовать реальности, но еще долго использовались политиками для оправдания репрессий и захватнических войн. Известно, например, что мальтузианство стало одним из краеугольных камней идеологии Третьего рейха.
Пределы роста
Третья аграрная (или Зеленая) революция середины ХХ века, которая привела к скачкообразному увеличению объемов сельскохозяйственной продукции, поставила крест на опасениях, что рост населения приведет к массовому голоду. Человечество научилось производить запасы пищи, намного превышающие реальные потребности. Однако увеличились и требования к качеству жизни: доступность чистой пресной воды, наличие защищенного жилья, развитая медицина, возможность утилизации отходов — все это сегодня обязано обеспечивать любое государство.
В 1968 году вышла книга американского биолога Пола Эрлиха «Демографическая бомба», которая стала бестселлером. В ней утверждалось, что безудержный рост населения, требующего себе новых благ, в ближайшее десятилетие приведет к экономическими потрясениям и экологической катастрофе.
Когда в начале 1970-х мир накрыл сильнейший экономический кризис, стало казаться, что прогноз Эрлиха сбывается. Международная аналитическая организация, известная как Римский клуб, провела соответствующее исследование, по итогам которого в 1972 году был выпущен отчет «Пределы роста».
На основе компьютерного моделирования было показано, что если не предпринимать никаких усилий по контролю за рождаемостью и расходованием природных ресурсов, то к середине ХХI века численность людей на Земле выйдет на уровень 10–12 миллиардов человек, после чего произойдет неуправляемый обвал уровня жизни и сокращение населения из-за голода и болезней. Помимо самого негативного, изучались и варианты с государственным регулированием.
Скажем, исследователи пришли к выводу, что если активнее внедрять возобновляемую энергетику (солнечные, ветровые и волновые электростанции) и взять под контроль ущерб, наносимый экологии, то численность стабилизируется на указанном уровне, хотя люди будут жить в основной своей массе сравнительно бедно. Самый оптимистичный сценарий требовал дополнительно немедленного введения регулирования рождаемости и капитальных инвестиций в промышленность — в таком случае численность населения удалось бы удержать постоянной, со временем поднимая благосостояние людей.
В 2004 году был подведен промежуточный итог. Поскольку серьезные меры госрегулирования так и не были введены нигде, кроме Китая, и развитие шло по самому негативному варианту, авторы нового исследования пришли к выводу, что благоприятные сценарии больше недостижимы, поэтому коллапс современной цивилизации «наступит еще при жизни нынешнего поколения».
В качестве мер для предотвращения глобальной социальной катастрофы предлагалось опять же ограничить рождаемость, сократить до минимума использование невозобновляемых ресурсов, остановить избыточное производство товаров, перевести сельское хозяйство на экологически чистые технологии.
Как мы видим сегодня, эти предложения были приняты как руководство к действию в передовых державах, но на них почти не обратили внимания в развивающихся странах, что не добавляет оптимизма, ведь планета у нас одна на всех.
Новые пространства
При чтении отчетов «Пределы роста» обращает на себя внимание, что авторы исследований не обсуждают вопрос скученности населения. Дело в том, что она представляет самую меньшую из проблем, ведь на Земле более чем достаточно неосвоенных и пустынных территорий, которые можно при желании освоить, сделав пригодными для жизни, что демонстрируют, к примеру, впечатляющие урбанистические проекты Саудовской Аравии.
Таким образом, теснота нам не грозит ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем — проблема лишь в доступности и ограниченности дешевых ресурсов. Однако критики исследований Римского клуба, в частности, указывают, что понятие ресурса меняется со временем: древесина была востребована в судостроении до XIX века и даже возникали опасения, что она закончится, но потом корабли начали строить из железа и стали, и спрос резко обвалился.
Кроме того, когда возникает дефицит того или иного ресурса, почти сразу появляются предложения по поиску его новых источников или замене чем-то другим. Не нужно также забывать, что сфера деятельности человечества уже вышла за пределы Земли, и, если окажется, что какой-то ресурс на нашей планете подходит к концу, всегда можно обратить взоры на бескрайний космос. Благо, что его освоение еще и дает отличное целеполагание для всей цивилизации.
В таком случае прав окажется наш великий соотечественник Константин Циолковский, которого тоже беспокоила проблема перенаселения, но он верил, что «в погоне за светом и пространством» человечество неизбежно завоюет себе всю Солнечную систему.
Антон Первушин