Тайна гибели «Британника»: загадочная история одного из самых известных кораблей

Корабль «Британник»
21 ноября 1916 года было потоплено самое большое в истории мировых войн XX века судно — «Британник».

Гигант, чья длина составляла 270 м, пошел ко дну в Средиземном море вблизи Греции. По иронии судьбы это был братблизнец печально известного «Титаника».

Сначала был «Гигантик»

Когда потерпел крушение «Титаник», на верфи «Харланд и Вольф» в Белфасте уже стояло «изделие №  433»  — его родной брат «Гигантик». Но возведение судна пришлось приостановить: необходимо было внести в проект изменения, которые бы увеличили плавучесть корабля в случае получения пробоины. На лайнере были смонтированы еще несколько водонепроницаемых переборок, увеличено количество спасательных шлюпок, а главное — сконструированы двойные борта.

Кроме того, суеверные судовладельцы из «Уайт Стар Лайн» (WSL) от греха подальше изменили название лайнера, памятуя об античных мифах, согласно которым все титаны и гиганты погибли. Так «Гигантик» стал «Британником».

Под таким именем пароход и был спущен со стапелей на воду в начале 1914 года. Это было еще более роскошное и комфортабельное судно, чем его предшественники — старший брат «Олимпик» и средний «Титаник». Капитаном «Британника» стал Чарльз Бартлетт.

А через несколько месяцев началась Первая мировая война, и младшего братишку «призвали» (а попросту говоря, реквизировали у компании WSL) во флот Его Величества, превратив в огромный плавучий госпиталь с экипажем 675 человек. Теперь он назывался «Госпитальное судно Его Величества «Британник». На его белые борта нанесли зеленые полосы и большие красные кресты.

Операция «Эвакуация»

Тут надо заметить, что, пока русские войска бились с немцами, австрийцами, венграми и болгарами на полях Восточной Пруссии, Галиции, Польши и с турками в Закавказье, союзники России по Антанте  — Англия и Франция — кинулись захватывать самые «вкусные» куски пирога. В частности, высадились в Галлиполи, пытаясь установить контроль над стратегическим проливом Дарданеллы, ведущим из Средиземного моря в Черное.

Но турки вкупе с немцами успешно противостояли корпусу Антанты в Дарданелльской операции и изрядно потрепали англичан и французов. Вот туда-то, в Средиземное море, и направили наспех переоборудованный под госпитальное судно «Британник», чтобы тот забрал и доставил в Великобританию огромное количество раненых англичан.

Со своим первым заданием «Британник» справился блестяще. В конце декабря 1915 года он отправился к греческому острову Лемнос, где его ждали солдаты, и прибыл на место аккурат к Новому году. Взял на борт раненых и больных и направился к родным берегам.

Хотя переоборудованием судна занимались в спешке, сделано оно было с умом: все пассажиры — а каюты «Британника» вмещали более 3 000  человек — чувствовали себя комфортно на его борту.

Раненые заняли все пассажирские каюты, за исключением кают второй палубы, где расположились медсестры, фельдшеры, врачи и другой обслуживающий медперсонал — всего около 450 человек.

Из гостиной первого класса на верхней палубе сделали операционную. А бывший обеденный зал первого класса превратили в послеоперационную палату.

Трюмы под завязку загрузили медицинским расходным материалом, хирургическими инструментами, необходимым оборудованием и медикаментами. А в одном из дальних трюмных помещений обустроили место для морга.

Реквизировать повторно

В течение трех месяцев «Британник» трижды забирал с госпитальной базы на Лемносе больных и раненых. Надо оговориться, что в ходе Дарданелльской операции было ранено свыше 52 000 английских военнослужащих (а более 21 000 были убиты). И конечно же, даже такой огромный плавучий госпиталь не справился бы с их эвакуацией, если бы ему на помощь не пришли другие суда. Затем бои прекратились, и «Госпитальное судно Его Величества «Британник» стало никому не нужно. Чтобы не тратить средства на его содержание, Адмиралтейство исключило его из состава флота и возвратило владельцу — компании WSL.

В 1916 году Германия предложила странам Антанты заключить мир. Казалось бы, на этом история госпитального судна должна была завершиться. Но союзники по Антанте отклонили это мирное предложение. И сражения вспыхнули с новой силой. Количество раненых солдат и офицеров тут же возросло. Адмиралтейству вновь понадобился «Британник», и летом 1916 года оно реквизировало его повторно. В сентябре госпитальное судно в очередной раз отчалило от английских берегов, направляясь в Средиземноморье.

Через месяц «Британник», уже в пятый раз удачно сходивший к греческим островам за партией раненых, готовился встать на плановый осмотр и ремонт. Но бои не утихали, так что о профилактике пришлось забыть: уже через несколько дней после прибытия гигантского парохода в Англию военно-морское командование в спешке отправило судно назад в Средиземное море. 12 ноября 1916 года «Британник» вышел в свой шестой — роковой — рейс.

Корабль «Британник»

«Британник» глубоко осел, корма поднялась из воды, обнажив вращающиеся еще огромные гребные винты. И в эти гигантские жернова неожиданно попали две спускаемые с судна шлюпки, полные людей. Ровно в 09:07 агония исполинского колосса подошла к концу: «Британник» упал на правый борт и в считаные секунды скрылся под водой.

Загадочные взрывы

Во время Первой мировой мимо греческих островов туда-сюда ходили сотни судов и военных кораблей. Зная об этом, немцы выставили несколько морских мин на самой оживленной морской трассе — в районе острова Кеа. На одну-то из них, словно «Титаник» на айсберг, «Британник» и напоролся утром 21  ноября. В 08:12 судно ощутимо тряхнуло. И практически сразу же раздался еще один приглушенный взрыв.

В этот момент обслуживающий медперсонал как раз завтракал. В салоне возникла легкая паника. Однако старший офицер заявил, что причин для тревоги нет. Когда «Британник» начал заваливаться на правый борт, уходя к тому же носом в воду, капитан Чарльз Бартлетт отчетливо понял, что у его судна нет никаких шансов.

Поначалу капитан подумал, что плавучий госпиталь торпедировала немецкая подводная лодка, а потому тут же распорядился перекрыть водонепроницаемые переборки. Но из трюма сообщили, что это невозможно: взрывами прорваны носовые переборки. Кроме того, этот же взрыв повредил основную пожарную шахту, и морская вода устремилась по ней во все отсеки, неожиданно затопив и котельную.

Положение усугубилось еще и тем, что все остальные водонепроницаемые переборки, которые по инструкции должны были быть задраенными во время движения «Британника», по какой-то причине остались незакрытыми. И теперь гигантский напор воды не позволял их перекрыть. Более того, на время завтрака медсестры по привычке открыли почти все иллюминаторы, чтобы проветрить с утра помещения плавучего госпиталя. И, оседая в море все больше и больше, судно черпало забортную воду, словно решето.

Гибель «Изделия № 433»

Опытный капитан приказал радисту выдавать в эфир каждую минуту радиосигнал SOS и срочно начать спасательную операцию. Благо шлюпок было достаточно, и паники практически не наблюдалось. Отчасти потому, что, так и не доплыв до госпитальной базы на Лемносе, «Британник» не успел принять на борт раненых.

Тем не менее у нескольких стюардов и судовых матросов не выдержали нервы. И они, не слушая никого, без приказа старших по званию бросились спускать спасательную шлюпку. Судно еще не успело застопорить ход и шло вперед, развив скорость 20  узлов — 36 км/ч. Поэтому шлюпка мгновенно зачерпнула полные борта воды и перевернулась.

Погружаясь все больше носом и правым бортом, «Британник» очень скоро так глубоко осел, что корма поднялась из воды, обнажив вращающиеся еще на приличной скорости огромные гребные винты. И в эти гигантские жернова, словно в страшную мясорубку, неожиданно попали две спускаемые с судна шлюпки, полные людей, которых тут же начало разрубать винтами на части. От самих шлюпок остались лишь щепки. Печальный итог — 20 погибших и несколько раненых.

Ровно в 09:07 агония исполинского колосса подошла к концу: «Британник» упал на правый борт и в считаные секунды скрылся под водой. В  чреве огромного судна остались 10 трюмных матросов, которые просто не успели выбраться на верхнюю палубу и ушли вместе с пароходом в морскую пучину.

Несмотря на эти жертвы, в целом эвакуация экипажа и медперсонала «Британника» прошла спокойно, без спешки и паники — их подобрали подошедшие на помощь корабли. И спасение людей с младшего брата «Титаника» было признано не просто успешным, а образцовым: из 1 134 членов экипажа и медперсонала погибли только 30  человек. Остальные благополучно спаслись.

Версия Кусто

Судьбой корабля интересовался из-вестный исследователь морских глу-бин Жак Ив Кусто. Он мечтал найти затонувшее судно. Ему это удалось.
Судьбой корабля интересовался известный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. Он мечтал найти затонувшее судно. Ему это удалось.

Считалось долгое время, что «Британник» напоролся на одну из немецких мин. Однако скорость, с которой «Британник» ушел на дно, вызывала подозрения. Ведь даже его брат «Титаник», распоровший едва ли не все днище об айсберг, агонизировал целых 2 часа 40 минут. А его младший брат — над увеличением плавучести которого работали специально — оставался на плаву всего 55 минут. Потому альтернативные гипотезы гибели «Британника», конечно же, высказывались.

Одним из тех, кто интересовался судьбой корабля, был известный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. И в 1975 году он отправился в экспедицию, мечтая найти затонувшее судно. Ему это удалось.

Через год Кусто вместе со своей командой смог детально обследовать «Британник». Спустившись на дно, они обнаружили в корпусе не одну-две, а несколько пробоин! Хорошенько исследовав проржавевший корпус гиганта и характер повреждений на нем, Кусто небезосновательно предположил, что на борту «Британника» перевози лось оружие.

Видимо, кое-кто в Английском адмиралтействе посчитал, что статус госпитального судна дает ему право на неприкосновенность. И  подставил таким образом ни в чем не повинных людей, работавших на корабле. Скорее всего, о нелегальном грузе на плавучем госпитале узнала немецкая разведка. Ее агенты проникли на борт «Британника», когда он зашел в один из портов пополнить запасы угля, и пронесли на суперлайнер взрывное устройство, спрятав его в трюме. По версии Кусто, оно как раз и сработало у острова Кеа. После чего сдетонировала уже угольная взвесь и прозвучал тот самый второй взрыв...

Разумеется, не все согласны с гипотезой Кусто. Однако многочисленные пробоины корпуса «Британника» заставили усомниться и в официальной версии тоже. Если кто и знает правду, то это Английское адмиралтейство. Но данное ведомство умеет хранить секреты.

Мины не делают выбора

Густав Шисс
Густав Шисс

По официальной версии, «Британник» напоролся на немецкие мины, которые установила подводная лодка U-73 под командованием Густава Шисса — германского офицера-подводника, героя Первой мировой войны. На его счету и потопленный российский крейсер «Пересвет», и британский линкор HMS Russell, и французский крейсер Burdigala.

Шисс вспоминал о своих победах так:

«На своем пути в австрийский порт Каттаро мы задержались на некоторое время у Мальты, главной английской средиземноморской базы. Мы поставили прямо перед гаванью 36 мин на расстоянии около 160 футов друг от друга. Выполнили мы эту минную постановку в течение ночного времени, и нам никто не мешал.

На следующее утро на одну из наших мин наскочил большой британский линейный корабль HMS Russell. Следующими жертвами стали патрульный корабль и минный заградитель, затем транспорт с шестью сотнями людей на борту.

На другом минном поле, поставленном U-73 у берегов Греции, погиб один из самых больших торговых кораблей Англии, 48000-тонный лайнер Britannic, величайший корабль из всех потопленных лодками в мировую войну. К несчастью, он был госпитальным судном, имевшим ясную маркировку, но мины не делают выбора».

Источник фото: wikipedia.org