Что такое саспенс: именно он держит нас в напряжении в кино

Кинотеатр
Кинотеатр
Переживали ли вы когда-нибудь о том, успеет ли главный герой разминировать тикающую бомбу? На этих фильмах заснуть невозможно, и вот почему.

Саспенс — специальный прием в кино, который способен держать зрителя в напряжении. С английского это слово переводится как  «неизвестность», «неопределенность».

Благодаря этой фишке оторваться от просмотра фильма практически невозможно. Рассказываем, как работает саспенс и какие картины держат в максимальном напряжении зрителя.

В кино
Ощущение создается благодаря нескольким приемам:

  1. Звук и освещение. Напряженная мелодия, тусклый свет или акцент на ритмичном звуке заставляют нас переживать за происходящим на экране и ожидать какого-то подвоха.
  2. Затягивание события, которое вот-вот должно произойти. Это может быть и тикающая бомба с таймером, и волна от цунами, приближающаяся к городу.
  3. Композиция кадра. В случае, когда часть кадра остается пустой, это вызывает чувство тревоги у зрителя: что-то явно не так.
  4. Детали и символы. Нетипичные цвета для декораций, образы, которые повторяются от кадра к кадру, или вещи, которые находятся явно не на своем месте.

На этих приемах построены такие жанры кино, как детективы, триллеры и хорроры. Кроме фильмов о Шерлоке Холмсе, можно посмотреть политический триллер с Джессикой Честейн «Опасная игра Слоун», классическую историю пропажи — «Исчезнувшая» или «Поиск».

woman-with-popcorn-cinema-auditorium
 

В литературе
В художественной литературе этот прием достигается немного иначе, нежели в кино.

Обычно читателей держат в напряжении за счет временного ограничения: раскрыть дело за 24 часа или успеть поймать серийного убийцу до очередного преступления. Зачастую повествование обрывается на самом интересном месте — и начинают новую главу, которая переключается уже на другого героя.

Иногда писатели сами дают подсказки о том, что ждет главного героя в будущем, но так, чтобы читатель мог только предполагать, но не был на 100% уверен в своем выводе.

Говоря о том, что можно почитать, то тут все те же жанры, что и в кино: детективы, триллеры и хорроры. Из очевидных примеров: книги Стивена Кинга, Артура Конан Дойла или Рэя Брэдбери. Из новых авторов можно почитать Майка Оммера, Яну Вагнер или Ричарда Османа.



Источник фото: freepik.com