Рассказывают, что бурятский хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов однажды начал медитировать и умер
Точнее, как умер, — его тело до сих пор пребывает в нетленном состоянии, а спектрофотометрический анализ показывает, что что белковые фракции имеют прижизненные характеристики. Объяснить этот феномен ученые пока не в силах, но, возможно, все дело именно в медитации?
Заглянуть в мозг
Итальянские нейробиологи из Пизанского университета заглянули в мозг буддистских монахов, практикующих медитацию, и узнали, что происходит там во время этой необычной практики. В исследовании, опубликованном в научном журнале Frontiersin Psychology, приняли участие 23 монаха из монастыря Сэра Джей в Индии, разделенные на несколько групп по опыту: монахи-новички, монахи со средним медитативным опытом и продвинутые медитаторы.
Два вида практики
Ученые к методу электроэнцефалографии (ЭЭГ), чтобы отслеживать нейронную активность мозга во время двух основных видов медитации: концентрационной и аналитической. Результаты продемонстрировали, что в этих двух практиках задействованы различные участки мозга, а сам характер мозговой активности сильно разнится.
Концентрационная медитация
Так концентрационная практика — с фиксацией внимания на дыхании или чтении молитв-мантр —вызвала более заметные изменения в ЭЭГ, чем аналитическая. Например, во время концентрационной практики увеличилась мощность альфа- и тета-волн мозга, особенно в лобных и задних долях. Ученые связывают это с концентрацией внимания и подавлении посторонних мыслей, так называемых «блужданий ума».
Аналитическая медитация
Аналитическая же медитация, предполагающая более общие размышления над какими-то буддистскими идеями или учениями, вызвала менее заметные изменения мозговой активности. То есть в целом мозг исследуемых меньше сосредотачивался именно на медитативной деятельности, оставляя некоторую свободу для вышеупомянутого «блуждания ума».
Все под контролем
Также ученые заметили, что монахи способны по собственной воле входить в различные медитативные состояния, которые несложно отследить с помощью измерительных приборов, и контролировать их. Особый интерес вызвали опытные медитаторы — у них в ходе ряда сеансов наблюдался весьма выраженный пик, приходящийся на бета-частоты, чего не было характерно для начинающих монахов.
Это демонстрирует, что тренировки важны не только в физическом аспекте, но и в духовных практиках. Правда, можно ли при помощи медитации уйти в нирвану и стать нетленным, подобно вышеупомянутому Итигэлову, мы пока не знаем. Исследователи планируют продолжить изучение долгосрочных последствий медитации, в частности, того, как многолетняя практика влияет на структуру и функции мозга.
Источник фото: Freepik