Как китайцы печатают на клавиатуре тысячи иероглифов
И хотя в повседневной речи используется лишь 15-20% от этого количества, все-равно получается немало. На первый взгляд, кажется, что клавиатура, вмещающая столь большое количество символов, должна быть невероятных размеров. Но изобретательные китайцы смогли решить эту проблему довольно оригинальными способами.
Первые попытки
Долгое время, в силу сложности печати такого большого числа иероглифов, в Китае обходились рукописными или трафаретными надписями. Но в 40-х годах XX века, стали широко использоваться специализированные печатные машинки. Стандартный набор иероглифов для них включал 9000 знаков. Машинка представляла собой механизм, перемещающийся над этим «столом» с расположенными на нем иероглифами, и рукоять с «лапкой». Отыскав нужный символ, машинист нажимал на рукоятку, и на бумаге отпечатывался выбранный иероглиф. Скорость печати была низкой — обычно не более десятка знаков в минуту. Да и то — у человека, который хорошо знал месторасположение символов.
Система Линя Юйтана
В 1946 году китайский филолог Линь Юйтан решил уменьшить габариты, создав печатную машинку, похожую на обычные экземпляры с латинскими буквами. Он разложил все иероглифы на компоненты — графемы — и использовать клавиатуру с 64 клавишами, на каждой из которых было расположено сразу несколько различных графем. При нажатии определенной комбинации клавиш в специальном окошке в центре аппарата появлялся соответствующий иероглиф, набранный из использованных графем. Чтобы его напечатать, необходимо было проверить правильность и нажать клавишу подтверждения. Скорость печати тогда выросла до 50 символов в минуту. И хотя «метод графем» в будущем стал широко применимым — его модификации используются и сейчас — производство таких печатных машин в то время было очень сложным и дорогим.
Современные методы
Один из наиболее распространенных сегодня методов — убицзысин, что переводится как «ввод по 5 чертам». Это как раз продолжение вышеописанной «системы графем». Иероглифы делятся на группы по признакам, а графемы (около 300) распределены по клавиатуре. Оператор при этом набирает иероглиф из частей, видя его в поле ввода. Метод сложный, но профессиональные наборщики, освоив «слепую» печать, могут набирать до 160 иероглифов в минуту.
Еще один известный и распространенный метод — пиньинь. Иероглиф набирается латинскими буквами по его произношению, а система конвертирует их в нужный символ. Этот метод не самый быстрый, не подходит для «слепой» печати и требует знания произношения всех знаков. Существуют также различные комбинированные методы, сочетающие в себе два вышеперечисленных, то есть использующие структурные и фонетические элементы.
Методы распознавания
Сравнительно новые методы — голосовой набор или распознавание рукописных символов. Они имеют свои плюсы и минусы. Что касается последних, то это требования идеального произношения или наличие каллиграфического почерка.