• 78,79
  • 91,97

Многострадальный особняк Мануйлова: о чем жалеют москвичи

Особняк

Как пожар и скандалы едва не стерли московскую жемчужину с лица Божедомки?

Особняк Мануйлова стоит на углу улицы Достоевского и Чернышевского переулка в Москве, в тихом уголке Марьиной Рощи.

Двухэтажное деревянное здание с неоклассическим шармом появилось в 1910—1912 годах благодаря адвокату Ивану Михайловичу Мануйлову и архитектору Николаю Жерихову.

Этот дом пережил революции, войны и перестройку, но в последние годы его судьба превратилась в настоящий триллер с пожарами, разборками и шумными спорами.

Золотая эпоха неоклассики

В начале XX века Божедомка, как тогда звали улицу Достоевского, была скромной деревянной застройкой с трамвайными путями.

Мануйлов решил выделиться и заказал особняк в стиле неоклассики — с каменным фундаментом, кирпичными стенами первого этажа и резным деревом наверху.

Главный вход украшала арка с лепниной, а в центре — лира, символ гармонии. Фасад венчали барельефы, вдохновленные Парфеноном: пальметты, венки и фигуры из Панафинейского шествия.

Внутри радовала изразцовая печь, а второй этаж, возможно, имел террасу — спорный момент из старых планов.

Дом быстро стал жемчужиной квартала среди серых доходных домов. В 1992 году его признали памятником регионального значения, и он мирно простоял сто лет, не тронутый ни войной, ни советскими бурями.

Пожар и начало хаоса

Все изменилось в 2012 году. Пожар повредил крышу и стропила, оставив здание без защиты от дождей. Собственник — уже не Мануйлов, а новая хозяйка — объявила о ремонте.

Но вместо починки началась разборка: исчезли деревянные элементы второго этажа, изразцовая печь и часть декора. Планы у нее были амбициозные — надстроить два этажа и вырыть подземную парковку под этим историческим домом.

Градозащитники забили тревогу. Они подали жалобы, Мосгорнаследие выдало предписание и даже возбудило административное дело. Работы остановили, но было поздно: особняк стоял разобранным, стены второго этажа сгнили от влаги и жука-точильщика.

Фасадные барельефы осыпались, окна покосились — дом выглядел как декорация к фильму ужасов.

Битва за возрождение

Лето 2016 года принесло надежду. Эксперты разрешили реставрацию с разборкой аварийного второго этажа, новой мансардой и даже лифтом — все из-за критического состояния конструкций.

Архитектор Сергей Малихов объяснил: дерево не спасти. К 2018 году особняк ожил, но не в прежнем виде. Местные жители шептались, что это фанерная копия — фасад упростили, добавили стеклянную мансарду, утратили былую пышность.\

Жильцы окрестных домов спорили: одни радовались, что руины убрали, другие горевали о потерянном колорите. Градозащитники продолжали следить, требуя аутентичности.

В итоге дом признали восстановленным, но с оговорками — классический пример, как Москва балансирует между сохранением прошлого и нуждами настоящего.

Новый жизнь в центре культуры

Сегодня в особняке обосновался Центр народной культуры «Гусли» — место для мастер-классов по ремеслам, концертов и выставок. Здание на улице Достоевского, 19, стр. 1, снова вписывается в пейзаж Марьиной Рощи, где трамваи все так же звенят под окнами.

Прохожие останавливаются, чтобы разглядеть барельефы и арку, вспоминая историю этого упрямого дома, который отказался исчезать.

«Работала 13 лет рядом, на улице Образцова, после института по распределению, поэтому очень хорошо знаю этот район. Помню этот домик. Помню, как строился желтый кирпичный дом, который на фото позади него. Обожаю переулок Чернышевского, где сохранились деревянные дома и вековые липы. Конечно, все меняется, но очень приятно вернуться в места, где прошла очень значительная часть моей жизни».

«Красивый маленький домик, основная привлекательность которого в мелких деталях. Жаль, что утерян фриз».

«Очень интересная и отчасти печальная история... Конечно, хочется, чтобы вернулось панно... Действительно редкое для архитектора строение. Помню его в совсем плачевно виде. Думал, что уже погибло».

«Реставрация проходила на моих глазах. Когда открыли фриз, то там вместо коней были "пони". Разгорелся скандал. Собственник сказал, что это временно, а старый фриз на реставрации. На сегодняшний день дом без фриза. Неужели так трудно его восстановить? Прототип есть в Пушкинском музее».

«Фризами всегда любуюсь, благо их и в арбатских переулках хватает. Божедомка, по мне, хорошее название, московское».

«Жаль, что много утеряно, но и восстановлено же! Интересный дом со своей удивительной историей».