• 79,17
  • 90,40

Чайковский на поляне: как в Клину собираются лечить людей красотой

Фестиваль Чайковского

С 27 июня по 6 июля в Клину пройдёт XI Международный фестиваль искусств имени Петра Ильича Чайковского.

В России, где леса гуще, чем инструкции, и где снег может пойти в июне, есть одна устойчивая традиция — раз в год в Клину случается нечто совершенно русское по духу. Там не продают шаурму, не спорят про геополитику и не говорят «мне бы в ипотеку». Там слушают Чайковского. На траве. В тишине. Среди берёз и акустических декораций, которые строят каждый раз заново — как будто вера в искусство требует ритуала.

Фестиваль в Клину — это как Бах в сельсовете. Или как Пастернак в продуктовом. То есть немножко не туда, но именно поэтому — обязательно.

Открытие состоится 27 июня спектаклем-концертом «Видный миру смех и неведомые ему слезы». Читают Миронов и Смольникова, дирижирует Башмет, оркестр играет Шнитке. Гоголь оживает, выдыхает и вновь умирает. Примерно так каждый год.

В программе — джаз (немцы и кубинцы, на одной сцене, без споров), опера («Черевички», «Иоланта»), вечер балета с Денисом Родькиным, камерные концерты, спектакли и даже лекции для юных журналистов. Всё это между травой, соснами, и звуками фортепиано, доносящимися из музея-заповедника.

Фестиваль, как сообщает Министерство культуры и туризма Московской области, проводится в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». Это как бы говорит нам: эстетика — теперь тоже инфраструктура.

Чайковский в Клину — это не просто культурное мероприятие. Это попытка поставить на паузу. Всё. Хотя бы на неделю. Это шанс вспомнить, что у России есть не только нефть, лоси и уголовные дела. Есть ещё музыка. И места, где она звучит так, будто всё возможно.

Пётр Ильич, к слову, бывал здесь нередко, а точнее - жил 9 лет. Здесь он писал. Здесь он молчал. Здесь он переживал один из тех моментов, когда гений совпадает с погодой.