Wildberries и Ozon под колпаком: покупателям больше не придётся получать «котов в мешках»

Ассортимент поредеет.
Привыкли покупать все нужное на маркетплейсах, но нарывались на некачественный товар — скоро это уйдет в прошлое. За интернет-магазины взялись всерьез. Им вменили важную обязанность.
Маркетплейс
Маркетплейс — это онлайн-платформа, которая объединяет продавцов и покупателей в одном месте. Это цифровой торговый центр, где разные компании предлагают свои товары или услуги, а покупатели могут выбирать, сравнивать и приобретать их на одной площадке.
Российские маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon, теперь обязаны проверять жалобы покупателей на товары, поступающие через приложение «Честный знак».
Минпромторг РФ во главе с Антоном Алихановым добился заключения соглашений с крупнейшими онлайн-площадками, чтобы усилить контроль за качеством продукции.
По данным системы маркировки, 95% жалоб с маркетплейсов подтверждаются. В отношении трети из них онлайн-площадки уже применили санкции: штрафы, блокировки товаров или предупреждения. «Почувствуют рублем», — комментируют представители «Честного знака».
«На наш взгляд, нужно усилить контроль за маркетплейсами, чтобы исключить нарушения при продаже маркируемых товаров в интернете. Проект закона «О платформенной экономике» предусматривает обязательства торговых площадок проверять в системе маркировки регистрацию продавца, товара и его кода. При несоответствии любому из этих критериев предложение не должно отражаться в поиске покупателя», — сообщил Алиханов.
Система «Честный знак» внедрена в России с 2019 года для противодействия незаконному обороту товаров. Сегодня она охватывает широкий ассортимент продукции, от икры и молочки до лекарств и бытовой химии.
По данным московского отделения Роспотребнадзора за 2024 год, из 95 818 жалоб от граждан и организаций 29 403 касались розничной торговли, из которых 57% (около 16 853 жалоб) были связаны с дистанционной торговлей, то есть маркетплейсами. Это означает, что примерно каждый 6-й москвич, обращавшийся с жалобой на качество товаров, сталкивался с проблемами на маркетплейсах.
В целом по России по данным национальной системы цифровой маркировки ЦРПТ, 95% поступивших жалоб на маркетплейсы подтвердились, и в отношении трети из них маркетплейсы применили меры.
Также продавцы маркетплейсов отмечают, что 19% из них сталкивались с потребительским терроризмом — массовыми возвратами и необоснованными претензиями, что косвенно указывает на высокую активность покупателей и проблематику качества товаров.
Кратко по Москве:
- Из всех жалоб в Роспотребнадзор около 17 тысяч связаны с маркетплейсами.
- Это примерно 27,8% от всех жалоб по защите прав потребителей в Москве.
- Рост жалоб на маркетплейсы в последние годы значительный, с тенденцией к увеличению.
- Основные проблемы — некачественная продукция, несоответствие описанию, нарушения сроков доставки.
Таким образом, значительная часть москвичей, пользующихся маркетплейсами, сталкивается с некачественной продукцией или сервисом, что подтверждается официальной статистикой жалоб и отзывов.