• 80,05
  • 92,51

Воды нет, тепла нет: как привлечь к ответственности нерадивую УК, когда жильцы бессильны

Холодный душ

И почему сделать это бывает сложно.

Трубы прорывает, тепла нет, а «управляйка» и не думает шевелиться. Как повлиять на нерадивую организацию, если договориться не получается?

В последнее время все чаще поднимается вопрос об ответственности управляющих компаний (УК). Жильцы многоквартирных домов сталкиваются с проблемами: некачественная уборка, затягивание ремонтов, аварии оборудования.

Но добиться справедливости и заставить УК работать как положено оказывается очень сложно. Действующие механизмы влияния на недобросовестные УК практически не работают.

Жалобы часто игнорируются, работы не выполняются, а смена УК связана с огромным количеством бюрократии. Ситуация требует незамедлительных изменений.

«На мой взгляд, достаточно двух и более серьезных нарушений за квартал, чтобы ставить вопрос как минимум о штрафах, а в ряде случаев — о лишении лицензии управляющей компании. Сейчас жильцы зачастую не могут сменить неэффективную управляющую компанию из-за отсутствия кворума на общем собрании», — отмечает сенатор Айрат Гибатдинов.

Сейчас, чтобы отказаться от услуг УК, необходимо провести общее собрание. Решение принимается только при согласии более половины собственников.

Собрать кворум — задача непростая, а добиться нужного результата голосования — еще сложнее. Сенатор Гибатдинов предложил снизить порог принятия решения с 50% до 30%.

В качестве дополнительных мер предлагается ввести систему штрафов и лишение лицензий. С предложением сенатор обратился к главе Минстроя Иреку Файзуллину.

Если управляющая компания (УК) не выполняет свои обязанности, нужно действовать так

  1. Зафиксировать нарушения. Записать даты, сделать фото или видео, собрать доказательства плохой уборки, неисправности лифтов, аварий и т.д.
  2. Написать письменную претензию (жалобу) в УК с описанием проблем и требованием устранить их в определённый срок (обычно 10—14 дней). Претензию нужно передать лично под расписку или отправить заказным письмом.
  3. Если УК не отвечает или отказывается исправлять ситуацию — обратиться с жалобой в жилищную инспекцию или Госжилинспекцию города. Можно написать заявление онлайн или лично, приложить копии претензии и доказательства.
  4. Параллельно можно сообщить о проблемах в Роспотребнадзор, если дело касается санитарных норм, или в местную администрацию.
  5. Если нарушаются права жильцов или УК не исправляет серьезные проблемы, можно обратиться в суд для расторжения договора с УК и взыскания компенсации. Для подготовки иска рекомендуется проконсультироваться с юристом.

Также полезно объединиться с соседями и оформить коллективное заявление — таким образом реакция управляющей компании будет быстрее и эффективнее. Важно сохранить все документы, квитанции и переписку для подтверждения своих требований.