Загадка оформления станции «Коньково»: где там искать подковы?

И почему пропали милые скульптуры, которые украшали вход?
В Москве, на Калужско-Рижской линии, есть станция метро, которую многие считают простой и незаметной — «Коньково».
Но эта кажущаяся скромной платформа скрывает за собой неожиданно интересную историю и тонко продуманный дизайн.
От «Зоопарка» к «Коньково»
Изначально станцию хотели назвать «Зоопарк». В районе планировали перенести московский зоопарк с Красной Пресни, и именно этому предполагалось служить новое метро.
Но эта идея осталась на бумаге, а название взяли из истории — в этом месте когда-то располагалось село Коньково. Позднее, в середине 1990-х, территория стала самостоятельным районом с тем же именем.
Строительство под землёй
Станция была построена открытым способом — вырыли котлован, построили перегонные тоннели и саму станцию, а потом засыпали обратно.
Поэтому метро расположилось довольно неглубоко — всего в восьми метрах под землёй. Конструкция станционная односводчатая, без привычных колонн и пилонов, что делает пространство просторным и простым.
Дизайн без излишеств
Над проектом работала команда из трёх архитекторов: Николай Шумаков, Наталья Шурыгина и Галина Мун. Они отказались от традиционной помпезности многих советских станций метро, где полно блеска и украшений.
Здесь всё наоборот — никаких мраморных блёсток, только матовые, спокойные поверхности. Идея была в том, чтобы метро не выглядело дворцом, а оставалось удобным и понятным для пассажиров.
Тонкости оформления
Хотя оформление кажется минималистичным, в деталях всё продумано. Платформа выложена тёмным гранитом, а нижняя часть стен украшена керамическими блоками с пустотами — специальное решение для поглощения шума поездов, снижающее громкость примерно на 8-10 децибел.
Своды ярко-белые, а каждые 6 метров проходят «золотые» алюминиевые арки, которые некоторые сравнивают с подковой — символом станции.
В нишах под этими арками размещены ртутные лампы, которые дают мягкий свет, подчёркивая арки и создавая необычную игру света.
Таблички с названием станции — не просто вывески, а верхняя часть деревянных скамеек, расположенных вдоль платформы, что придаёт станции своеобразный уют и индивидуальность.
Забытая красота у входа
Особенность «Коньково» — оформление у наземных вестибюлей. Там изначально создали уютное пространство — фигурные газоны, скамейки, фонтан (который, увы, не осуществили) и три скульптуры известного художника Анатолия Бурганова: «Мальчик с конём», «Юная купальщица» и «Большая ладонь с бабочкой».
По замыслу, скульптуры должны были играть со светом и тенью в разное время дня, оживляя пространство.
Это место задумывалось как своего рода «М-центр» — пространство для отдыха и общения пассажиров, а также для создания более комфортной и безопасной атмосферы у выхода из метро.
К сожалению, к середине 1990-х скульптуры исчезли, а площадка превратилась сначала в торговую зону, а затем — в большую парковку.
Живое наследие
Внутри сама станция почти не изменилась с момента открытия: те же строгие линии, гранит и спокойствие. Только добавились новые указатели и навигация, что отвечает современным требованиям.
Хотя «Коньково» не самая загруженная станция, рядом расположен гораздо более оживлённый «Тёплый стан», здесь можно найти время и для того, чтобы взглянуть на подземку с другой стороны — как на искусство минимализма и функционального дизайна с душой.
На «Коньково» стоит обратить внимание — здесь всё просто, но продуманно. И именно это делает станцию уникальной на фоне остальных московских станций метро.