«Дом, который построил Джек»: почему семейный просмотр артхауса может выбить вас из равновесия

Решили как-то на выходных посмотреть что-то лёгкое...
Теплый ламповый вечер, мягкий диванчик, кот мурчит, пес что-то втихаря грызет в своей лежанке: всё как у людей. Листаете подборку — и тут кто-то говорит: — О, «Дом, который построил Джек»! Отзывы хорошие, вроде про архитектора. Может, что-то вдохновляющее.
Но — нет. Ларс фон Триер — это как тачка с кирпичами по песку в гору. Без перерывов. Под дождём. В эмоциональном бронежилете. Смотреть его фильмы — как работать над собой в кабинете у доктора, только вместо терапии психоаналитическая мясорубка
После «Догвилля» — выжат. После «Меланхолии» — обнулён. После «Антихриста» — хочется обнять кого-нибудь. А «Дом, который построил Джек» — уже арт-инсталляция из отчаяния и иронии.
Спойлер
Не вдохновляющее. НЕ для выходных.
Режиссер не щадит чувства нормальных людей. Жестокость: местами — трудно смотреть физически. Некоторые зрители уходили с премьеры в Каннах. Философия на грани: фон Триер никогда не даёт однозначных ответов. Всё остаётся на совести зрителя.
Самоирония: Триер — не безумец, он знает, что делает. Он откровенно троллит публику, критиков, мораль и самого себя.
И если кто-то из домочадцев говорит: «Давайте найдем что-то лёгкое», — убедитесь, что это не Ларс фон Триер. А если всё же решите — не забудьте потом пересмотреть «Лило и Стич». Срочно. Для баланса. И радости.
Дом, который построил Джек
Философская драма-триллер, в которой главный герой, Джек, рассказывает историю своей жизни в форме пяти эпизодов. Он — инженер с манией величия, который видит в своих поступках не преступления, а искусство. Постепенно зритель понимает, что фильм — это метафорическое путешествие по внутреннему миру человека, одержимого идеей совершенства, контроля и бессмертия через разрушение.
Фильм наполнен аллюзиями на искусство, религию, психологию и классическую литературу. Это художественное размышление о границах морали и том, как далеко может зайти человек в попытке упорядочить свой персональный ад.