• 76,09
  • 88,70

Храм без богини: как из Царицына исчезла Церера и почему её так и не вернули

Храм Цереры

Пустая ниша Храма Цереры след давно потерянной истории.

На карту Царицына нанесено немало загадок, но одна из них прячется там, где меньше всего ждёшь — в изящной круглой беседке на вершине холма.

Сегодня она стоит пустой, и лишь ветер гуляет между колонн. Но когда-то внутри была богиня, которая неожиданно исчезла, оставив парк без своего главного символа плодородия.

Богиня, которая пришла — и пропала

Статуя Цереры появилась в беседке вскоре после её возведения в 1805 году. Лёгкая, гипсовая, созданная по канонам классицизма, она держала в руках сноп колосьев — отсюда позднее появилось имя «Золотой сноп».

Но в конце XIX века случилось странное: фигура исчезла, и никто так и не смог установить, куда она пропала.

Одни говорили, что статую украли гуляющие по парку дачники, другие — что её тайно вывезли владельцы соседнего имения «на память».

Удивительно, но эта история оказалась не последней — современная копия, установленная в 2007 году, тоже долго не выдержала.

Гипс потрескался, металлический стержень внутри проржавел, и в середине 2010-х богиню вновь сняли.

С тех пор беседка стоит без Цереры — словно сюжетный знак того, что не всё в этом ансамбле поддаётся восстановлению.

Холм, с которого Екатерина II изменила судьбу Царицына

Но история начинается раньше — летом 1775 года. Именно с этого холма Екатерина II наблюдала грандиозный праздник «День сенокоса», устроенный Потёмкиным.

На глазах у императрицы крестьяне показали «образцовую деревню» с правильным укладом, устроенной землёй и изобилием.

Этот холм стал для Екатерины символом новой идеи — места, где можно воплотить идеальное просветительское имение. Так родилось решение строить в Царицыне загородную резиденцию.

Не случайно позже здесь появилась беседка, посвящённая богине плодородия.

Античность, которой не существовало

«Храм Цереры» возвёл архитектор Иван Егóтов — и сделал это в духе античности, но не копируя ни один конкретный храм.

Это была не реконструкция музея, а художественная фантазия эпохи классицизма: стройные колонны, высокий постамент, открытый барабан.

Любопытно, что:

  • первоначальная высота колонн была ниже, чем у современной реконструкции;
  • капители воссозданы в упрощённом виде;
  • сама беседка была задумана как «сценическая вершина» — точка для церемоний с идеальным обзором дворцов и прудов.

В XVIII веке такие точки называли «локациями для восхищения». И Церера идеально подходила под эту задачу.

Разрушение, которое было не полным

Во время войны беседку не просто «снесли», как часто пишут. Она пострадала, но не исчезла.

Колонны оставались целы примерно наполовину, элементы крыши нашли рядом уже после войны, а цилиндрический барабан сохранился в грунте.

Это позволило архитекторам в 2007 году не выдумывать всё с нуля, а воссоздать форму по уцелевшим элементам — но всё же не буквально, а с корректировками.

Храм без богини

Сегодня «Храм Цереры» стоит обнажённым, и эта пустота делает его даже более выразительным. Кажется, что беседка держит паузу.

Она была частью грандиозного имперского замысла, пережила исчезновение статуи, войну, реконструкции — и осталась на холме, с которого когда-то начиналось Царицыно.