Московский монорельс хотят ликвидировать: что происходит с проектом, который не оправдал ожиданий

Неужели его всё-так закроют?
Монорельс в Москве — проект, который когда-то воспринимался как технологичное будущее столичного транспорта, сегодня оказался под угрозой закрытия. Этот уникальный маршрут, проходящий от северного входа ВДНХ до станции метро «Тимирязевская», постепенно теряет пассажиров, и власти рассматривают вариант его ликвидации. Разбираемся, насколько востребован этот вид транспорта и какие станции самые загруженные, а какие — практически пусты.
Почему хотят закрыть монорельс?
Недавно московские чиновники предложили жителям столицы высказать своё мнение о судьбе монорельса. Главный аргумент властей —
- низкий пассажиропоток,
- высокие расходы на содержание линии.
Монорельс был построен более 20 лет назад, но так и не достиг своих изначальных целей. Сейчас он не выполняет полноценной транспортной функции.
За последнее десятилетие количество пассажиров упало в десять раз: ежедневно монорельсом пользуются менее 2 тысяч человек. Из них лишь около 150 — постоянные жители района, остальное — туристы. При этом себестоимость одной поездки на монорельсе достигает 1,5 тысячи рублей, что почти в 20 раз выше, чем у метро.
Динамика пассажиропотока с 2021 по 2025 год
В 2020 году чиновники сообщали, что на монорельсе регулярно ездят всего 39 человек в сутки. Мы решили проверить данные за последующие годы. Используя официальную статистику правительства Москвы, мы подсчитали пассажиропоток на разных станциях монорельса.
Наибольший приток пассажиров пришёлся на первый квартал 2024 года — свыше 290 тысяч человек. Это совпало с выставкой «Россия» на ВДНХ, которая привлекла более 18 миллионов посетителей.
Знаете ли вы
Станция «ВДНХ» входит в число самых загруженных: за 4-й квартал 2023 года там зарегистрировано 82,8 тысячи поездок. В рейтинге только «Комсомольская» оказалась популярнее — благодаря крупному транспортному узлу.
За период с 2021 по 2024 годы общий пассажиропоток по монорельсу увеличивался:
- 2021 — 723 тысячи пассажиров
- 2022 — 773 тысячи
- 2023 — 839 тысяч
- 2024 (без учёта начала 2025-го) — около 975 тысяч
Почему же монорельс так мало востребован?
Монорельсом в Москве сейчас пользуются в основном туристы, а местные жители предпочитают другие виды транспорта. Закрытие линии в текущем виде будет менее затратным, чем её реконструкция. Планировалось продлить монорельс до станции метро «Ботанический сад», но проект так и не был реализован.
Какие станции самые популярные?
- Самой загруженной станцией в 2021 году была «Выставочный центр» с 243 тысячами пассажиров — она расположена рядом с ВДНХ и привлекает много посетителей.
- На втором месте — конечная станция «Тимирязевская» с 191 тысячею пассажиров, где можно пересесть на метро.
Эти станции сохраняют лидирующие позиции и в последующие годы. В 2024-м «Выставочный центр» обслужил более 371 тысячи пассажиров, а «Тимирязевская» — около 248 тысяч.
Какие станции пользуются наименьшей популярностью?
- Самой малозагруженной стала «Улица Академика Королёва» — в 2021 году там было чуть больше 58 тысяч пассажиров, несмотря на близость южного входа ВДНХ.
- Похожая ситуация с «Улицей Милашенкова», где за год фиксировалось около 66 тысяч поездок.
Даже к 2024 году показатели этих станций изменились незначительно: «Улица Академика Королёва» — 74 тысячи пассажиров, «Улица Милашенкова» — 70 тысяч.
Технические особенности и перспективы
Сегодня на линии курсируют всего четыре поезда по полчаса с шестью вагонами каждый. Для сравнения: обычный московский поезд «Москва-2020» имеет восемь вагонов и способен перевозить до 12 тысяч пассажиров.
Ограниченное количество составов связано с тем, что город не закупал новую технику. Кроме того, прототип монорельса — швейцарская разработка, которую из-за санкций сложно адаптировать в России.
Итоги и будущее монорельса
За последний год «Выставочный центр» остаётся самой загруженной станцией — более 330 тысяч пассажиров. Далее идут «Тимирязевская» (241 тысяча) и «Телецентр» (128 тысяч). Самыми пустыми остаются
- «Улица Сергея Эйзенштейна»,
- «Улица Милашенкова»,
- «Улица Академика Королёва».
Монорельс в Москве — уникальный транспортный объект с непростой судьбой. Пока власти обсуждают его будущее, пассажиры продолжают оценивать удобство и востребованность этого вида транспорта. Возможно, уже скоро монорельс превратится в новый городской парк на высоте, оставив историю как яркий эксперимент московского транспорта.
Знаете ли вы
Самый популярный общественный транспорт в Москве
Вид транспорта | Описание и особенности | Доля/популярность* | Примечания |
---|---|---|---|
Метро | Основной и самый массовый транспорт, включает БКЛ, МЦК, новые станции и линии | ~60% всех поездок | Быстрое развитие, новые поезда и станции |
Московские центральные диаметры (МЦД) | Пригородные электропоезда, интегрированы с метро, удобные пересадки | Стремительно растёт | 4 линии, новые поезда, интеграция с метро |
Автобусы и электробусы | Современный парк, курсируют по всему городу, экологичные электробусы | Высокая | Постоянное обновление подвижного состава |
Трамваи | Обновлённые маршруты, развитие линий, интеграция с другими видами транспорта | Средняя | Новые линии и маршруты в центре |
Речной транспорт | Электросуда, круглогодичные регулярные маршруты по Москве-реке | Быстро растёт | Альтернатива в 18 районах, новые маршруты |
Москвичи решают: оживить убыточный монорельс или заменить его парком с беговой дорожкой на высоте шести метров.
Монорельс или парк: реликт нулевых в Москве оказался под угрозой исчезновенияНа участке в 0,4 га построят здание площадью 8 тысяч кв. метров — рядом с метро «Рассказовка» и «Новопеределкино».
В Ново-Переделкине появится крупный медцентр рядом с метро и жилыми кварталами: узнали подробностиМетро Москвы получит новые турникеты.
В метро — без давки: что умеют новые турникеты и зачем они нужны