От «Красной жары» до «Джона Уика»: как Москва стала героиней Голливуда

Иногда город становится героиней фильма, иногда — миражом, созданным в павильонах Европы.
От холодных крыш до огней набережных — Москва десятилетиями притягивает иностранных режиссёров. Иногда её превращали в символ «восточного блока», иногда — в метафору чужого, непостижимого мира. Но в каждой из этих картин столица оставалась героиней со своим характером.
Арена шпионов
С 1960-х Москва регулярно появляется в шпионских триллерах. В «Шпионе, пришедшем с холода» (1965) она упоминается как эпицентр холодной войны, а в «Красном воробье» (2018) Дженнифер Лоуренс играет балерину, завербованную спецслужбами.
Съёмки велись не в России, но художники тщательно воссоздали архитектуру — сталинские высотки, Крымский мост, зимние улицы. Получился собирательный образ города, где красота соседствует с опасностью.
Москва глазами Голливуда
В 1980—1990-е Москва стала модным фоном для западных фильмов. В «Красной жаре» (1988) Арнольд Шварценеггер сыграл советского милиционера, а фильм открылся панорамами Красной площади. — это была первая американская картина, официально снятая в Москве.
Позже на экраны вышли «Парк Горького», «Москва на Гудзоне», «Братья по оружию» — в них столица была одновременно суровой и величественной, чужой и завораживающей.
Когда столицу подменяют
Забавно, что Москва, которую мы видим в зарубежных фильмах, не всегда настоящая. Чаще всего её снимают вовсе не в России, а в других городах Европы.
Например, «московские улицы» в «Железном человеке 2» и «Джоне Уике 3» на самом деле — это Будапешт, а сцены из сериала «Homeland» делали в Белграде.
Чтобы зритель поверил, художники просто добавляют несколько характерных деталей — кириллицу на вывесках, снег, советские автомобили и матрёшек. На экране выходит убедительная иллюзия российской столицы, хотя камера туда даже не заглядывала.
Редкие настоящие съёмки
Тем ценнее те случаи, когда Москва действительно появляется на экране. В «Анне» Люка Бессона (2019) можно увидеть настоящие виды города — Большой театр, ГУМ, набережные у Храма Христа Спасителя.
В «Операции «Фортуна»» Гая Ричи (2023) столичные интерьеры подчёркивают роскошь и холодный блеск шпионского мира.
Даже короткий рекламный ролик Dior, снятый Паоло Соррентино, превратил Москву в кинематографический символ света и геометрии.