• 80,72
  • 94,51

«Не надо его обижать»: москвичи вступились за дом-монстр жуткого вида

Дом

Кому-то нравится, а кто-то нос воротит.

Дом на Большой Черкизовской улице, 20, корпус 1, возвышается над районом как нечто из фантастического фильма. Этот 27-этажный гигант с торчащими балконами и ломаной геометрией фасада сразу бросается в глаза.

Его называют монстром не из-за злобного нрава, а за счет устрашающих размеров и вида, который давит на окрестности.

Как собирали конструктор из бетона

Строительство началось в конце 1960-х, а завершили в 1981 году. Архитекторы Генрих Карлсен, Александра Петрушкова и Натан Остерман, один из авторов Новых Черёмушек, решили поэкспериментировать.

Сначала возвели массивное монолитное ядро высотой 100 метров — внутри лифты, лестницы и мусоропроводы.

Потом на него "нанизали" жилые блоки, словно собирая модель из конструктора. Получилось 260 квартир: по две однушки, четыре двушки и тройки на этаже.

Рабочие столкнулись с проблемами — рядом течет подземная река Сосенка, из-за нее часть дома просела и накренилась.

Инженеры выровняли все, но это добавило проекту эпичности. Дом заказала газета "Известия" для своих сотрудников, плюс заселили людей из Моссовета и Верховного Совета СССР.

Кубик Рубика в сером бетоне

Фасад с чередующимися секциями балконов выглядит как кубик Рубика или лоскутное одеяло. Изначально он был ярче, но время и грязь сделали его мрачным.

Прозвища сыплются одно за другим: дом-конструктор, Франкенштейн, цитадель, мегапанелька. В 1990-х сверху пускали зеленый луч для измерения загрязнений воздуха — сигнал летел к Институту геофизики у метро Щелковская.

Лабораторию потом закрыли, но слухи о "призрачном свете" ходили долго.

Это самый высокий панельный жилой дом СССР, точечная застройка в эпоху, когда все уставали от одинаковых коробок. Планировки получились удобными: короткие коридоры, грамотные санузлы, хоть кухни и задумывали компактными.

Монстр среди соседей

Вокруг — типовые пятиэтажки и низкие дома, а эта башня нависает стеной, создавая тень и ощущение тесноты. Критики видят в нем "человейник" — безликий гигант для масс.

Но жильцы хвалят вид из окон и тишину. Дом стоит как символ позднесоветских амбиций: хотели оригинальности, получили нечто, что пугает и завораживает одновременно. Проходя мимо, невольно поднимаешь голову — и монстр смотрит в ответ.

«Смешно читать бредни тех, кто говорит что здание страшное! В нём как раз, наоборот, есть изюминка и интересные архитектурные решения, благодаря которым оно выглядит очень эффектно! 27 этажей, по современным меркам, это совсем не много, однако в сравнении с новодельными высотками аналогичной этажности здание смотрится очень величественно и монументально!»

«Глядя на это блеклое лего столицы, не скажешь, что Москва — лучший город земли. И сам небоскрёб мрачный и виды с него не радуют».

«Дом страшненький, несуразный, но посмотреть сверху очень интересно».

«Жутковато видеть эти угнетающие землю и людей бетонные пространства».

«По сравнению с современными именно монстрами это даже прекрасно».

«Никакой он не монстр. Не надо его обижать», — мнения москвичей об этом здании расходятся.