Новый папа европейского кино — почему в России так и не полюбили Соррентино

Режиссер, вопреки расхожему мнению, не считает себя воспевателем вечной красоты.
Паоло Соррентино, несмотря на устойчивую репутацию автора артхаусного кино, снимает вовсе не ради эстетики как таковой. Тем не менее именно с этим качеством чаще всего ассоциируют его творчество — особенно в контексте фильма «Великая красота» (2013), где каждый кадр выстроен с ювелирной точностью и воспринимается как самостоятельное художественное полотно.
По собственному признанию, Соррентино далёк от мира так называемой высокой культуры. Его юность прошла не в театральных залах и музейных анфиладах, а в аудиториях экономического факультета. Он с иронией отмечал в многочисленных интервью, что в театре за всю жизнь бывал от силы пятнадцать раз, и выставки — не его стихия. В его взгляде на искусство нет академической восторженности. Он не коллекционер впечатлений, а скорее наблюдатель, идущий другим маршрутом.
Тем не менее одно остаётся неизменным: за что бы он не взялся — становится глубоким художественным высказыванием на тему современности. Так и случилось с сериалом «Новый папа», который стал откровением для миллионов зрителей по всему миру.
«Паоло Соррентино — настоящий поэт, такому нельзя просто взять и научиться. Он снимает так, словно парит над землёй», — говорил о сотрудничестве с мэтром один из актеров сериала «Новый папа» — Джон Малкович.
В этом проекте он продемонстрировал способность превращать даже самый рискованный замысел в сложное художественное произведение. За роскошными интерьерами, театрализованными ритуалами и провокационными образами скрывается не религиозная сатира и не критика института Католической церкви, а тонкое исследование веры, одиночества и власти.
«Новый папа» не предлагает утешения. Он не стремится разоблачать или возвеличивать церковь. Он задаёт вопросы — о роли веры в эпоху цинизма, о силе одиночества, о том, где заканчивается человек и начинается образ, который он несёт. И делает это с тонкостью художника, который верит, что кино — это прежде всего способ почувствовать, а не доказать.
Если «Молодой папа» был откровением, то «Новый папа» — медитативным отголоском, рефлексией, в которой пафос уступает место сомнению. Это не сериал о религии. Это сериал о пустоте, которую каждый пытается чем-то заполнить.
Кто это?
Итальянский кинорежиссёр и сценарист, один из самых ярких представителей современного европейского авторского кино. Родился в 1970 году в Неаполе. Широко известен своим уникальным стилем, сочетающим визуальную изысканность, философские размышления и тонкий юмор.
Международный успех
«Великая красота» (2013) — вершина визуального и философского языка Соррентино. Рассказ о писателе, утратившем вкус к жизни, стал метафорой духовной усталости общества. Фильм получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Молодость» (2015) — созерцательная картина о старении и творчестве. Сдержанная, музыкальная, философская — в духе позднего Бергмана, но с фирменной соррентиновской иронией.
«Молодой папа» (2016) и «Новый папа» (2020) — сериалы о понтификах, в которых Ватикан превращается в арену для размышлений о вере, теле, славе и власти.
Дилогия
«Молодой папа» (2016) и «Новый папа» (2020):
Главные роли:
- Джуд Лоу — Ленни Белардо / Пий XIII (оба сериала)
- Джон Малкович — Джон Брэннокс / Иоанн Павел III (Новый папа)
Соррентино строит свои фильмы как симфонии: звук, кадр, пауза — всё подчинено настроению. Его герои — уставшие от мира люди, потерявшие контакт с собой, но по-прежнему жаждущие прикоснуться к чему-то настоящему. В этом его кино — зеркало нашего времени.