Партнёрство с длинной дорогой. Как в Подмосковье частные рубли прокладывают магистрали

В Московской области более 200 миллиардов рублей вложены в проекты государственно-частного партнёрства.
Где-то между Мытищами и Болтино стоит свежий путепровод — одиннадцатый по счёту на трассе длиной в 16 километров. Эта дорога соединяет Виноградово, Тарасовку и ещё около 850 тысяч жизней, которые до этого теряли часы на светофорах. Она появилась не по воле министерского пера, а потому что бизнес и государство решили: пора строить вместе. Это и называется ГЧП.
В Подмосковье сейчас реализуют 42 таких проекта. Чаще всего — в ЖКХ: там, где лампочки меняют не реже, чем законы. Потом — транспорт. А дальше — здравоохранение, IT, спорт, благоустройство. Это уже не советская стройка, где были план, бетон и чай в жестяной кружке. Это экономика, в которой государство даёт плечо, а бизнес — деньги. И все хотят видеть результат.
Общий объём заявленных инвестиций — почти 400 миллиардов рублей. И что особенно важно — 208 миллиардов из них уже вложены. Это не планы, это уже реализуемые решения, говорит Екатерина Зиновьева, министр инвестиций, промышленности и науки региона.
Суммарно — почти 400 миллиардов рублей заявленных инвестиций. Из них 208 миллиардов уже работают в делах. Например, в той самой Мытищинской хорде, построенной на 85% внебюджетными средствами. Или в сотнях других мест, где благоустройство — это не баннер с гербом, а договор с конкретным инвестором.
Проекты приходят и в IT — возможно, не так заметно, как эстакада. Но не менее важно. Потому что цифровая среда — это тоже инфраструктура. Просто у неё нет отбойников.
Что такое ГЧП
ГЧП — это государственно-частное партнёрство. Механизм, при котором государство и бизнес заключают соглашение: частная компания берёт на себя финансирование и реализацию проекта, а государство предоставляет ресурсы, гарантии или льготы. Такие схемы позволяют ускорить строительство объектов и снизить нагрузку на бюджет. Чаще всего применяются в сферах транспорта, здравоохранения, ЖКХ и образования.