• 78,51
  • 90,94

Почему раньше ковры были на стенах — и вернутся ли они (и в каком виде)

Ковер на стене

Раньше без ковра на стене считалось, что в доме либо ремонт, либо беда. Сегодня — это эстетика из прошлого. Или всё-таки не только?

В девяностые ковер на стене был не предметом иронии, а символом достатка. Его не покупали — его доставали. Через знакомого из торгового, через брата из Ашхабада или с помощью загадочной фразы: «у нас есть человек». Потом несли, как знамя, через подъезд. А вешали — торжественно, с участием всей семьи и молотка.

Ковер спасал от холода, шума и одиночества. Он поглощал всё: звук, запах и недовольство соседей. В некоторых квартирах именно в него кричали, когда срывались. Он был и декором, и психологом. У кого был — тот знал.

Ещё ковер обозначал стену «почетную». На ней не вешали абы что. Часто — фото жениха и невесты в серванте, рядом с хрусталём. Иногда — полка с книгами. В особенно серьёзных домах — портрет Ленина.

А потом — всё. Мода ушла. Наступил минимализм. Стены стали белыми и грустными. А ковры — предметом насмешек в интернет-мемах.

Но что-то подсказывает: они вернутся. Уже возвращаются. Только теперь называются «гобелен», стоят как три смартфона и висят не от безысходности, а от вкуса. Винтаж снова стал стилем, а ковер — цитатой.

Так что, возможно, стоит сохранить тот самый из бабушкиной квартиры. Не выбрасывать. Повесить. И снова почувствовать, как в доме становится тише. И чуть теплее.

Историческая справка

Ковры на стены вешали ещё в дореволюционной России — в богатых домах, как элемент восточной роскоши. Массово традиция прижилась в СССР: из-за плохой звукоизоляции, холодных панельных стен и стремления к уюту. Особенно популярными были туркменские, дагестанские и иранские ковры. С приходом 2000-х тренд ушёл, но сегодня элементы ковроткачества снова входят в моду — уже как часть дизайнерских решений.