«5 лет не могут открыть»: почему российские города мучаются с метро и новые станции ждут как чуда

Проблемы строительства метро в России давно стали притчей во языцех.
Даже в городах-миллионниках новые станции появляются крайне медленно, а бюджеты съедаются миллиардными расходами. Ситуация в Самаре — лишь один пример из целой серии.
Метро в России: семь городов и свои проблемы
В стране метро есть в семи городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Екатеринбург и Самара.
Есть ещё метротрам в Волгограде, а аналогичные проекты строят в Красноярске и Челябинске, но сроки постоянно сдвигаются.
Самара: «Театральная» и нескончаемая эпопея
В Самаре второй год не могут открыть станцию «Театральная». Изначально её запуск планировался в первом квартале 2024 года, затем сроки сдвинули на 2025-й. Новый мэр, новый губернатор, но станция всё ещё закрыта — теперь обещают 2027 год.
Строительство съело миллиарды народных денег и стало поводом для уголовных дел против трёх экс-министров и одного экс-председателя правительства.
Возникает вопрос: «Только в Самаре всё так плохо?». Что же происходит в других российских миллионниках?
Нижний Новгород: медленно, но верно
Нижегородский метрополитен — третий по возрасту и количеству станций после Москвы и Петербурга. Две линии связывают отдельные районы, но густонаселённый исторический центр остаётся практически без метро.
Новые станции строятся крайне медленно, а горожане уже шутят над темпами строительства.
Новосибирск: метро восточнее всех
Новосибирск получил метро в 1986 году — это первая и единственная система метро в Сибири. Две линии, 13 станций.
Горожане активно пользуются метро, но новые станции открывают очень редко:
5 лет не могут открыть станцию «Спортивная». Последнюю станцию открыли 15 лет назад, — жалуется жительница города Елена.
Казань: долгожданная вторая ветка
Казанский метрополитен состоит из одной линии почти в 17 км. Строительство второй ветки идёт медленно.
Первый участок второй ветки казанского метро включает четыре станции:
- «100-летия ТАССР»,
- «Академическая»,
- «Зилант»,
- «Тулпар».
На строительство второй линии потратят ещё почти 2 миллиарда рублей.
Екатеринбург: есть планы, нет денег
Екатеринбургская ветка соединяет север и юг города. Вторая ветка обсуждается на каждых выборах, но бюджет региона ограничен.
Метро по всем параметрам для Екатеринбурга смотрится. Есть люди, компании — всё это будет мобилизовано.
Задачу можно решить с федеральным центром совместными усилиями, — говорит врио губернатора Денис Паслер.
Последняя станция, «Чкаловская», открыта в 2012 году. С тех пор развития метро горожане ждут лишь в мечтах.
Волгоград: метротрам вместо метро
В Волгограде появился уникальный метротрам — гибрид трамвая и метро. 7 км линии проходят под землёй. Он популярен, ходит по расписанию и помогает пассажирам избегать пробок. Но подземная часть развивается медленно:
О развитии подземной части власти не говорят, потихоньку развивается только надземная сеть станций.
Но не так быстро и качественно, как хотелось бы. Хотя проекты были грандиозные, — сетуют волгоградцы.
Красноярск и Челябинск: скандалы и долгие ожидания
В Красноярске строительство метро началось в 1990-х, но проект заморозили. Решили строить метротрам: первая линия 11,4 км с шестью станциями откроется в 2026 году.
Строительство сопровождалось уголовными делами: экс-руководители проекта получили сроки до 10 лет колонии.
Челябинск повторяет эту же историю: метро переделали под метротрам, сроки сдвигаются до 2027 года.
Ростов-на-Дону: мудро отказались
В Ростове долго обсуждали метро, но в итоге отказались от проекта.
Возможно, это спасло город от долгостроя и коррупции.