Скандальная «Большая глина» уехала с Болотной: вот где теперь она будет мозолить глаза

Кусок размятой глины стал самым неоднозначным памятником Москвы.
В Москве закончилась история одной из самых обсуждаемых и скандальных скульптур последних лет — «Большая глина № 4» швейцарского художника Урса Фишера.
Этот арт-объект, ставший своеобразным символом споров о современном искусстве, наконец покинул свою прежнюю локацию на Болотной набережной и переехал.
Что такое «Большая глина № 4»?
«Большая глина № 4» — огромная 12-13-метровая алюминиевая копия куска глины, размятого в руках самого Урса Фишера почти десять лет назад.
Художник много раз повторял, что именно этот скомканный кусок глины является для него символом творчества — актом созидания, когда из мягкой, податливой материи рождается форма и новое произведение.
Ладонь художника, переминающая глину, превращает обычный материал в объект искусства, замороженный в металлической прочности.
Хотя идея кажется глубокой и философской, форма скульптуры вызвала у москвичей бурю эмоций и совершенно неоднозначные реакции.
Одни видят в ней метафору творческого процесса, другие — что-то хаотичное и нелепое, а многие — совсем неприятные ассоциации.
Почему эта скульптура раздражала москвичей?
Чем скульптура так противоречила вкусам публики?
Во-первых, визуальные ассоциации. Куски глины, размятые и скомканные, в увеличенном размере на металлической основе напоминали многим нечто совсем далёкое от искусства.
Москвичи не раз шутливо называли её «глиной» в самом неприглядном смысле, сравнивали с отходами жизнедеятельности человека и даже с чем-то грязным, что уж точно не украшает набережную в центре столицы.
Во-вторых, стилевое отличие от привычных памятников, которые стоят в Москве: классические бронзовые фигуры с героями и значимыми историческими образами кажутся многим более понятными и эстетичными.
Абстрактная, почти «необработанная» форма «Большой глины» была слишком авангардной и странной для массового обывателя, привыкшего к более традиционной культуре восприятия памятников.
Наконец, расположение. Скульптура появилась недалеко от храма Христа Спасителя, где ожидания о памятниках — это строгость и торжественность, а не экспериментальный арт-объект с неоднозначным визуальным «месседжем».
Всё это вместе подняло волну критики — от возмущенных вопросов «Что это?» до насмешек и мемов в соцсетях.
Куда переехала «Большая глина»?
После четырех лет на Болотной набережной, где она стояла рядом с арт-центром «Дом культуры ГЭС-2», скульптура была аккуратно перенесена в парк, расположенный перед офисным зданием на Ленинском проспекте, владение 90/2.
Строительные машины уже покинули площадку, а в самом арт-пространстве на Болотной вскоре установят новый памятник, детали по которому пока держатся в секрете.
Переезд «Большой глины» дал скульптуре шанс обрести новую аудиторию в более спокойном, менее исторически насыщенном месте. Возможно, в этой новой локации у арт-объекта появится больше понимания и меньше критики.
Сам художник принимает неоднозначную реакцию спокойно и даже считает, что именно в разной интерпретации скульптуры кроется ее смысл, пишет РИА Новости.
Итог
«Большая глина № 4» стала в Москве больше, чем просто арт-объектом — это целая история о том, как современное искусство может резонировать с публикой, вызывать споры и заставлять людей задумываться о том, что такое красота и творчество.
Её переезд — финальный аккорд на этом этапе жизни скульптуры, которая может теперь начать новую главу в другой локации, где авангард и эксперимент проявят себя по-новому и, возможно, найдут новых почитателей.
Так или иначе, история с «Большой глиной» в Москве останется ярким примером столкновения традиционного восприятия искусства с современным и порой вызывающим выражением творческого поиска.