«Все герои — идиоты»: американцы раскритиковали знаменитый фильм Рязанова — но зато похвалили Гузееву

Когда классика не заходит.
Легендарный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» держит на сайте крупнейшей в мире базы данных о кино IMDb солидную оценку — 7.9 баллов из 10 возможных, и это вроде бы внушает доверие.
Но стоит открыть англоязычные рецензии, и становится ясно: восторг там далеко не всеобщий. Для многих западных зрителей эта лента — загадка, которую они даже не пытаются разгадать.
Происходящее на экране кто-то назвал «тоскливым винтажем». Один из рецензентов пишет:
Снято красиво, но все герои — идиоты. От происходящего на экране клонит в сон.
Драма не трогает, юмор унылый, в 2025 году смотреть такое — себя не уважать.
Красиво, но «словно под седативными»
Даже те, кто признаёт мастерство оператора и атмосферу кадра, ругают:
- сюжет — «бессвязный набор сцен»,
- актёрскую игру — «перегруженная»,
- сценарий — «словно написан под седативными».
При этом Лариса Гузеева, по их словам, — единственное безусловное достоинство картины, всё остальное — лишь винтажная тоска.
«Русская мечта» и культурный контекст
Есть и те, кто пытается смотреть глубже. Один зритель увидел в фильме «откровение» в духе «Русской мечты» — противоположности американской.
По его мнению, история раскрывает страсть к невозможной любви, пренебрежение практичностью и культ дорогих жестов — черты, которые он связывает с современными россиянами. Постановка показалась ему наивной и устаревшей, но как культурный опыт она ценна.
Другие рецензенты упоминают исторический фон:
Снятый сразу после смерти Брежнева, фильм играет на безопасном поле — костюмная драма, критика царской бюрократии, без острых углов.
Драматургия на максимуме
Западная аудитория часто критикует гипертрофированные эмоции:
Пьют только до белой горячки, лицемерие гипертрофировано, а мораль — чересчур очевидна.
Некоторые разочарованы отсутствием счастливого финала:
Все герои оказались дураками, и никто не выиграл.
И, пожалуй, именно последнее определение наиболее точно. Ведь «Жестокий романс» — не история о любви, а рассказ о её крушении, завернутый в мелодраму с вальсом и Волгой.
Итог: в России цитируют, в США — ломают голову
Пока у нас фильм разбирают на цитаты, за рубежом зрители остаются в замешательстве: где же здесь великая драма, о которой так много говорят?
Всё это — неотъемлемая часть истории кино.
Ошибки случались даже в СССР: в легендарном советском фильме про Москву нашли киноляпКогда старые друзья становятся чужими.
Трагедия советского кино: пять слов, которые уничтожили 30 лет мужской дружбы Ефремова и ЕвстигнееваМир кино — это не только творчество, но и нескончаемый обмен идеями.
От Садко до космических путешествий: как Голливуд «позаимствовал» сюжеты у советского кино