• 79,77
  • 93,06

«Все герои — идиоты»: американцы раскритиковали знаменитый фильм Рязанова — но зато похвалили Гузееву

Лариса Гузеева и Андрей Мягков

Когда классика не заходит.

Легендарный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» держит на сайте крупнейшей в мире базы данных о кино IMDb солидную оценку — 7.9 баллов из 10 возможных, и это вроде бы внушает доверие.

Но стоит открыть англоязычные рецензии, и становится ясно: восторг там далеко не всеобщий. Для многих западных зрителей эта лента — загадка, которую они даже не пытаются разгадать.

Происходящее на экране кто-то назвал «тоскливым винтажем». Один из рецензентов пишет:

Снято красиво, но все герои — идиоты. От происходящего на экране клонит в сон.

Драма не трогает, юмор унылый, в 2025 году смотреть такое — себя не уважать.

Красиво, но «словно под седативными»

Даже те, кто признаёт мастерство оператора и атмосферу кадра, ругают:

  • сюжет — «бессвязный набор сцен»,
  • актёрскую игру — «перегруженная»,
  • сценарий — «словно написан под седативными».

При этом Лариса Гузеева, по их словам, — единственное безусловное достоинство картины, всё остальное — лишь винтажная тоска.

«Русская мечта» и культурный контекст

Есть и те, кто пытается смотреть глубже. Один зритель увидел в фильме «откровение» в духе «Русской мечты» — противоположности американской.

По его мнению, история раскрывает страсть к невозможной любви, пренебрежение практичностью и культ дорогих жестов — черты, которые он связывает с современными россиянами. Постановка показалась ему наивной и устаревшей, но как культурный опыт она ценна.

Другие рецензенты упоминают исторический фон:

Снятый сразу после смерти Брежнева, фильм играет на безопасном поле — костюмная драма, критика царской бюрократии, без острых углов.

Драматургия на максимуме

Западная аудитория часто критикует гипертрофированные эмоции:

Пьют только до белой горячки, лицемерие гипертрофировано, а мораль — чересчур очевидна.

Некоторые разочарованы отсутствием счастливого финала:

Все герои оказались дураками, и никто не выиграл.

И, пожалуй, именно последнее определение наиболее точно. Ведь «Жестокий романс» — не история о любви, а рассказ о её крушении, завернутый в мелодраму с вальсом и Волгой.

Итог: в России цитируют, в США — ломают голову

Пока у нас фильм разбирают на цитаты, за рубежом зрители остаются в замешательстве: где же здесь великая драма, о которой так много говорят?

Ошибки случались даже в СССР: в легендарном советском фильме про Москву нашли киноляп

Всё это — неотъемлемая часть истории кино.

Ошибки случались даже в СССР: в легендарном советском фильме про Москву нашли киноляп
Трагедия советского кино: пять слов, которые уничтожили 30 лет мужской дружбы Ефремова и Евстигнеева

Когда старые друзья становятся чужими.

Трагедия советского кино: пять слов, которые уничтожили 30 лет мужской дружбы Ефремова и Евстигнеева
От Садко до космических путешествий: как Голливуд «позаимствовал» сюжеты у советского кино

Мир кино — это не только творчество, но и нескончаемый обмен идеями.

От Садко до космических путешествий: как Голливуд «позаимствовал» сюжеты у советского кино