• 79,00
  • 90,01

Кто не научит – того проучат: россиянам вернут деньги за популярную услугу

мужчина с ноутбуком

Верховный суд встал на защиту потребителей.

Хотели освоить новую профессию онлайн, а в итоге отдали деньги за «пустышку» — теперь это уже не ваша проблема. Новые правила защитят от недобросовестных педагогов из Интернета.

Цифры

По данным исследования за 2024 год, около 40% жителей России в течение последнего года проходили онлайн-курсы.

Житель Москвы оплатил годовой онлайн-курс за 300 тысяч рублей, но вместо эксклюзивного курса получил набор общедоступных фактов из Сети. Кроме того, видеозаписи, которые прилагались в комплекте, оказались жуткого качества. Мужчина потребовал вернуть деньги, но получил отказ. К счастью, Верховный суд разобрался в ситуации и встал на сторону потребителя.

«Потребитель вправе отказаться от договора в одностороннем порядке. Но в этом случае нужно направить претензию на юридический адрес школы и изложить свои требования», — комментирует юрист Арина Сорокина.

Потребитель в праве отказаться от услуги, которая не соответствует стандартам качества. Если же тот, кто ее оказал, упрямится и не желает возвращать деньги, нужно смело обращаться в суд.

ГодОсновные показатели и тенденцииКоличество жалоб и случаев мошенничестваМеры и законодательные инициативыКомментарии и особенности
2019Быстрый рост рынка онлайн-образования; появление большого числа новых школ и курсовРастущее число жалоб на низкое качество курсов, но без систематизацииОтсутствие специализированного регулированияМногие курсы содержали устаревшую или скопированную информацию, пользователи испытывали разочарование
2020Пандемия COVID-19 стимулировала рост спроса на онлайн-обучениеУвеличение жалоб на «инфоцыган» и мошеннические курсыНачало обсуждений необходимости регулированияРост числа недобросовестных онлайн-школ, случаи невыдачи материалов и срывов сроков обучения
2021Продолжение роста рынка, но с замедлением темповЖалобы на завышенные цены и обещания, несоответствие качестваПоявление инициатив по сертификации и созданию реестровУсиление внимания к проблемам качества, активизация судебной практики по возврату средств
2022Замедление роста рынка, снижение покупательской способностиРезкий рост жалоб и судебных исков, случаи мошенничестваГосдума рассматривает законопроекты по ужесточению контроляАктивное обсуждение введения обязательной сертификации курсов и ответственности за некачественные услуги
2023Рынок стабилизируется, но сохраняются проблемы с качествомВысокий уровень жалоб, рост числа негативных отзывовВнедрение штрафов до 1,5 млн рублей за нарушенияОнлайн-школы вынуждены пересматривать маркетинговые стратегии, усиливать юридическую защиту и качество контента
2024Сокращение числа новых онлайн-школ, рост требований к качествуЖалобы продолжают поступать, но растёт осведомленность потребителейАктивное применение законодательства, судебная практикаПотребители становятся более внимательными, но «инфоцыгане» продолжают действовать, рынок требует дальнейшего регулирования
2025Рынок онлайн-образования замедлен, усиление контроля и ответственностиСнижение количества мошеннических курсов за счёт ужесточения штрафовВведение реестров, обязательная сертификация и прозрачностьОжидается дальнейшее повышение качества и ответственности, снижение количества некачественных курсов

Основные выводы:

  • Рынок онлайн-образования в России вырос стремительно с 2019 по 2021 год, но вместе с этим увеличилось число некачественных и мошеннических курсов.