Забытый старт: куда исчез знаменитый московский аэродром и где найти его следы

Тайны исчезнувшего аэродрома на Ходынском поле.
Где-то посреди шумного современного района с новыми высотками и торговыми центрами прячется одна из забытых глав истории Москвы.
Речь о Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе, более известном как Ходынский аэродром — первом московском аэропорте, чьи следы ещё можно обнаружить в нескучных поворотах улиц и уцелевших развалинах старого асфальта.
Рождение воздушных мечтаний
История аэродрома начинается в далёком 1910 году, когда московское Общество воздухоплавания получило добро от военных на освоение Ходынского поля под летное поле.
На этих площадях было возведено несколько ангаров и взлётно-посадочная полоса, а летом того же года, 3 октября, прошла церемония открытия.
Первый отважный лётчик — польский пионер Михаил Сципио дель Кампо — тогда поднялся в небо, положив начало воздушной славе Ходынки.
Центр спортивной, экспериментальной и пассажирской авиации
Со временем аэродром превратился в испытательную площадку военной авиации, где оттачивали мастерство и совершенствовали самолёты.
Уже в 1922 году отсюда начались первые в России международные авиарейсы — знаменитый маршрут Москва — Кёнигсберг — Берлин стал поворотным событием в истории отечественных воздушных перевозок.
В 1931 году на аэродроме появилось первое здание аэровокзала, что сделало Ходынку одним из самых современных в то время авиаузлов.
Крылья войны и послевоенное возрождение
Во время Великой Отечественной войны аэродром служил плацдармом и местом испытаний.
После войны Ходынка вновь ожила: здесь доставляли знамена Победы, встречали героев, а пассажиропоток стал стремительно расти.
В 1965 году был построен современный аэровокзал с впечатляющим по тем временам сервисом, включая «воздушное такси» — вертолётные рейсы между московскими аэропортами.
Живописные виды на Москву с высоты 150—200 метров дарили пассажирам особенное ощущение близости к городу.
Исчезнувший, но не забытый
Постепенно роль Ходынского аэродрома как пассажирского аэропорта уменьшалась — на сцену вышли Внуково, Шереметьево и Домодедово.
В 2003 году аэродром окончательно закрылся, а его территория превратилась в новостройки и коммерческие объекты.
Сегодня в районе улиц Гризодубовой, Авиаконструктора Сухого и Берёзовой Рощи можно разглядеть едва заметные остатки взлётных полос — асфальт и бетон, всплывающие из-под тротуаров и парковок.
Само массивное здание аэровокзала на Ленинградском проспекте всё ещё стоит — став памятником ушедшей эпохе, сейчас там разместился штаб вооружённых сил.
Как найти следы прошлого
Прогуливаясь в современном районе «Аэропорт», который получил своё название благодаря легендарной Ходынке, стоит обратить внимание на необычные, здесь и там слегка потрёпанные участки асфальта, на неожиданные повороты улиц, повторяющие маршруты старых рулёжных дорожек.
История этого места живёт не только в музейных экспозициях, но и в каждом камне и заросшем уголке, где когда-то сотни самолётов взмывали вверх.
Ходынский аэродром — символ начала авиационной эпохи Москвы, тихий свидетель величия и трансформаций, скрывающийся за фасадами новых домов и суетой большого города.
Его история остаётся в памяти тех, кто бережно хранит связь между прошлым и настоящим, превращая это знакомое поле в настоящую машину времени для искателей необычного и важного.