Земля московского метро: куда исчезает целая гора грунта при строительстве

Удивительные истории одного строительного процесса.
Метро — одна из самых загадочных и масштабных строек в Москве. Каждый новый тоннель — это не только часть городского транспорта, но и целый подземный мир, который таит в себе массу удивительных историй.
Одна из самых частых загадок для простых горожан — куда же девается та огромная гора земли, которую вынимают, прокладывая подземные тоннели?
Тайна исчезающей земли
Когда начинается стройка метро, одна из главных задач — избавиться от огромного количества грунта, который буквально копают тоннами.
Земля не исчезает в никуда, её просто отправляют туда, где она будет полезна. В Москве много строительных площадок, которые нуждаются в грунте для выравнивания поверхности, засыпки ям, создания парковых холмов или укрепления территорий.
Кроме того, часть земли вывозя за пределы города — на специально отведённые полигоны в Подмосковье. Там её обрабатывают и используют снова.
Качество грунта играет важную роль. Чистый песок и глина идут на благоустройство, а земли с изъянами подвергают подготовке, чтобы обеспечить безопасность и экологичность.
Подарки земли — неожиданные находки
Земля, которая прячется под Москвой, иногда становится настоящим кладом для истории. Археологи и строители множество раз ловили себя на том, что копают не просто землю, а целые слои прошлого.
Так, на одной из недавних станций метро откопали почти целый дом XVIII века с мебелью и посудой!
В других местах попадались военные склады, древние окаменелости, остатки средневековых построек и даже следы знаменитого опричного двора Ивана Грозного.
Каждая новая выемка — шанс прикоснуться к тайнам Москвы и заглянуть в её древность.
Как строят и одновременно решают логистику земли
Строительство метро — большой технический вызов. Грунт добывают с помощью специальных тоннелепроходческих щитов, которые похожи на огромные железные роботы, прокладывающие путь вглубь земли.
Вывозить десятки и сотни тысяч тонн земли надо быстро и безопасно, чтобы не мешать жизни города. Для этого грунт грузят в специальные вагоны или машины, которые быстро доставляют его на нужные площадки.
Еще одно маленькое чудо — то, как умело чередуются транспортировка почвы и доставка строительных материалов. Все слажено и четко выстроено, как швейцарские часы, чтобы одновременно и возводить новые станции, и избавляться от земли.
Земля как ресурс
Необычно, что земля, которую вынимают при строительстве метро, не просто отходы, а важный ресурс. Если на месте под строительство метро было больше песка — его охотно используют для благоустройства.
Если в грунте много глины — она тоже направляется на строительство дорог и зданий. Это настоящий «крёстный отец» подземного обновления Москвы: взял землю с одного конца города — помог со строительством на другом.
Так что каждый куб земли из-под московского метро становится маленьким кирпичиком в дальнейшем развитии города. Иногда, можно сказать, земля перерождается — из грязи в полезность.