Гибель «Оранг Медан» — мог ли опасный груз превратить судно в «корабль-призрак»
За давностью лет она обросла подробностями, зачастую противоречащими друг другу. Так что многие и вовсе сомневаются в ее истинности, считая лишь выдумкой журналистов или байкой, которые так любят суеверные моряки.
Первое упоминание
Впервые об инциденте в ноябре 1940 года сообщили британские газеты со ссылкой на Associated Press. Тогда писали о загадочной гибели экипажа торгового судна где-то в районе Соломоновых островов. Там некий корабль получил сигнал о помощи— сообщалось о странной смерти всего экипажа. Подробностей при этом практически не сообщалось.
Другая версия
В октябре 1948 года об истории вспомнили вновь. Правда, освещена она была уже более детально. Американское издание The Albany Times сообщило о происшествии в Малаккском проливе в 1947-1948 годах. Возможно, это была совсем другая история, если опираться на даты, но расхождение можно списать и на несовершенство журналистики в те годы.
Согласно изложенной версии, два американских судна получили странный сигнал с голландского «торговца» «Оранг Медан»: «Мы на плаву. Все офицеры, включая капитана, мертвы в рубке и на мостике. Вероятно, весь экипаж мертв... Умираю».
Странная смерть
Были спущены спасательные шлюпки с частью команды. Добравшись до терпящего бедствие «Оранг Медана», американцы стали свидетелями кошмарного зрелища. Вся палуба была буквально усеяна трупами, застывшими в неестественных позах и с выражением ужаса на лицах. Но еще более странным был тот факт, что на телах спасатели не обнаружили никаких следов насилия — создавалось впечатление, что все умерли просто от страха.
Что стало причиной — так и осталось загадкой. Американцы попыталась взять судно на буксир, но почти сразу же на нем начался пожар и спасателям пришлось экстренно эвакуироваться. После этого «Оранг Медан» взлетел на воздух (чем вам не «летучий голландец»?) и затонул.
Объяснения произошедшего
Однако это опять же была не единственная трактовка событий. В том же1948 году уже в голландской газете De Locomotief была опубликована целая серия статей о загадочном инциденте, но уже с несколько другой историей. По этой версии, все случилось в 740 км к юго-востоку от Маршалловых островов. В статьях также упоминался выживший из команды «Оранг Медана». Его, умирающего, якобы обнаружили на шлюпке близ атолла Таонги — среди шести трупов.
Перед смертью он кое-что рассказал о страшных событиях на корабле. По его словам, «Оранг Медан» шел из неназванного китайского порта в Коста-Рику с грузом контрабанды. На борту были ящики и емкости с химикатами: серной кислотой, цианидом калия и нитроглицерином, которые были разрушены морской водой и из-за ударов в результате качки. В итоге токсичные испарения распространились по судну, приведя к гибели команды. Звучала и параллельная версия: экипаж погиб, отравившись угарным газом вследствие неполадок в котельной и/или вентиляционной системе.
Правда, по сей день неизвестно, было ли судно с таким названием вообще — ни в каких официальных документах, которым можно бы было доверять, «Оранг Медан» не упоминается. Возможно, происшествие стало результатом «объединения» нескольких похожих случаев, которое впоследствии обросло выдуманными подробностями.