Одним из самых популярных в СССР напитков был березовый сок — дешевый, вкусный, освежающий в летнюю жару.
Расскажем, из чего его делали.
Фруктовые соки — как в Америке
В 30-х годах ХХ века в США побывал Анастас Микоян — нарком пищевой промышленности СССР. Вернувшись из служебной командировки, он активно принялся внедрять в нашей стране привычку американцев пить по утрам соки. Вместо апельсинового — все-таки климат другой — решено было производить яблочный, виноградный, сливовый, томатный. А еще — березовый.
Натуральные и не очень
Граждане Советского Союзе верили, что пьют абсолютно натуральные соки. И отчасти были правы: на фруктовые соки, как и на другие продукты, существовал единый ГОСТ — государственный стандарт, и отклоняться от рецептуры было нельзя. Правда, хитрые продавцы кафетериев, торгующие соками «на разлив», частенько разбавляли и яблочный, и виноградный обычной водой. С томатным соком проделать такое было труднее — разбавленный сразу было видно, он получался жидким и невкусным.
Сахар, вода и лимонная кислота
А что касается березового, то даже самые простые математические расчеты показывают — для того, чтобы заполнить магазинные полки трехлитровыми банками такого сока, нужно было вырастить в стране, как минимум, восемь миллионов деревьев, активно дающих сладкий нектар. Конечно, берез в СССР было много, но не до такой степени.
А самое главное — именно на березовый сок ГОСТа не существовало, так что производители вовсю добавляли в натуральное сырье и воду, и сахар, и лимонную кислоту. В лучшем случае, настоящего сока в такой банке было 10-15%. Те, кому довелось побывать на заготовке березового сока, отличат подделку с первого взгляда: настоящий сок — мутный, белесый, и вкус его ни с чем не спутать: вместе с легкой сладостью и кислинкой в нем присутствует древесная нотка и аромат спиленного дерева.