Как известно из песни, женитьба по любви — удел, о котором особи монарших кровей могут только мечтать.
В Российской Империи браки также заключались в основном по расчету, не оставляя места для искренних чувств. Поэтому неудивительно, что цари не ограничивали себя супружескими узами и заводили фавориток.
Кто мог удостоиться такого статуса
Отбор тогда был не менее — и даже более — строгим, чем при выборе супруги. Красота здесь играла далеко не главную роль. Так, например, Елизавета Воронцова — фаворитка Петра III — не отличалась блистательной внешностью, но она смогла очаровать царя умом и умением поддержать беседу. Поэтому «Петруша» предпочитал эту смуглую неопрятную женщину с оспинами на лице красавице-жене Екатерине.
Семья — не помеха
При том, что российские цари-императоры строго следили за целомудрием собственной супруги, от своих фавориток они подобного не требовали. Наоборот, наличие супруга служило дополнительным алиби — разве мог император — наместник Господа на земле — пойти против таинства венчания? Хотя, конечно, все все понимали, но делали вид, что ни о чем не догадываются.
То же самое делали и мужья императорских фавориток, не особо стесняясь выглядеть рогоносцами. Ведь будучи приближенной к престолу, женщина получала не только богатства и внимание, но и влияние на государственные дела. Она могла легко продвигать своих родственников по службе, так что и муж, и дети получали теплые денежные должности. А с таким бонусом переносить измену супруги куда проще. Тем более, что и сами они не гнушались «ходить на лево».
Муки ревности
Но вот со стороны супруги императора отношение могло быть куда менее терпимым. Так, например, Луиза Мария Августа Баденская, жена Александра I, тяжело переживала измены супруга, но стоически их переносила, называя свой брак «бесконечной зимой». А Александра Федоровна, жена Николая I, наоборот даже подружилась с его фавориткой Софьей Урусовой и жила с ней, как с родной сестрой. Фаворитизм в те времена был обыденным явлением.
Источник фото: Константин Маковский «Выбор невесты» 1887г. холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург.