Пять запрещенных картин русских художников

Это только кажется, что цензура — изобретение XX века. Определенные произведения литературы и предметы искусства запрещались с давних времен — по политическим, моральным или религиозным причинам

Сегодня мы хотим рассказать о пяти картинах известных российских художников, которые ранее были запрещены цензурой. Сегодня же вы вполне можете найти любое из этих полотен в Сети и даже увидеть в живую в музее или на выставке.

Николай Неврев: «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»

 

Полотно второй половины XIX века Церковь тогда сочла безнравственным. Ведь изображенная на нем ситуация выглядит довольно комично, а сам священнослужитель изображен явно не в самом лучшем (и трезвом) виде. В ту пору такая карикатурность картины была чем-то запретным и недопустимым. Неудивительно, что при жизни художника полотно не выставлялось, это случилось лишь в 1929 году, когда картина была выкуплена Третьяковской галереей у дочери известного московского купца Сергея Карзинкина.

Владимир Маковский: «Освящение публичного дома»

 

Уже по названию понятно, что такая картина едва ли могла быть где-то выставлена в эпоху тотального превалирования религиозного мировоззрения. При том самих священнослужителей не особо смущало освящать все и всюду, в том числе и бордели. Но говорить об этом вслух, а тем более демонстрировать это в виде будничного сюжета, было как-то не принято.

Василий Перов: «Сельский крестный ход на Пасху»

 

В свое время картина вызвала настоящий раскол в российском обществе. Великая княгиня Мария Николаевна даже грозила художнику ссылкой в Сибирь и призывала сжечь полотно. Виной всему фигуры двух пьяных священнослужителей, один из которых наступает на пасхальное яйцо, а второй — пытается его спасти. Впрочем, не лучше выглядит и вся «излишне веселая» процессия, один из участников которой, например, держит икону вверх ногами.

Павел Ковалевский: «Порка»

 

Впрочем, художники критиковали не только религию, но и обнажали другие пороки царского общества. Яркий пример — данная картина с экзекуцией провинившегося мальчишки. Служанки держат его за руки и ноги, а гувернантка лупит тростью по обнаженным ягодицам. Возмущение общественности вызвало отсутствие на картине родителей наказуемого, которые (так было в реальности, а не только на плотнее) поощряли телесные наказания, но сами лицемерно в них не участвовали, чтобы оставаться «чистенькими».

Владимир Маковский: «Не пущу!»

 

На этой картине изображена молодая, но уже «потрепанная жизнью» женщина с ребенком, преградившая своему мужу-пьянице путь в пивной магазин. Драматический сюжет был подсмотрен художником в жизни и являлся отражением суровых реалий российской действительности конца XIX века. Поэтому полотно попало под запрет.

Источник фото: «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»/Николай Неврев 1866 г.,«Освящение публичного дома»/Владимир Маковский 1900 г.,«Сельский крестный ход на Пасху»/Василий Перов 1861 г.,«Порка»/Павел Осипович Ковалевский 1880 г, «Не пущу!»/Владимир Маковский 1892 г.