Зрители, смотрящие «Белое солнце пустыни», и подумать не могут, что за образом лихого Верещагина в исполнении Павла Луспекаева скрывается нечеловеческая боль и страдания
Павел Луспекаев родился в Луганске в 1927 году, а когда ему едва исполнилось 15 лет — ушел на фронт добровольцем. Он был зачислен в разведгруппу одного из партизанских отрядов. Во время боевой операции он вынужден был несколько часов оставаться неподвижным, лежа на снегу. В результате парень сильно обморозил ноги.
«Критерий жизненной правды»
Уже после войны он исполнил мечту своей юности — стал артистом. Окончил Щепкинское театральное училище, работал в театрах Тбилиси и Киева. Взрывной темперамент и выразительная манера привлекли к молодому актеру внимание Кирилла Лаврова, и он уговорил Георгия Товстоногова пригласить Павла в Москву, в Большой драматический театр. Товстоногов не пожалел о своем решении — он называл Луспекаева «абсолютным критерием жизненной правды».
Ампутация
Но однажды старые раны напомнили о себе. Луспекаев давно страдал от болей в обмороженных ногах. Ему становилось все хуже и хуже. Наконец, врачи вынесли вердикт: придется ампутировать стопы обеих ног. Актер уволился из БДТ: он считал, что в театре должны играть только здоровые и сильные люди.
«Белое солнце пустыни»
Приглашение сыграть Верещагина в «Белом солнце пустыни» застало его врасплох. Но Луспекаев тосковал без любимой работы. Он загорелся этой идеей. Без устали репетировал, подолгу ходил по горячему песку на берегу Каспийского моря — на протезах, отбросив костыли. Это причиняло ему невероятную боль, но он стискивал зубы — и продолжал тренироваться. Ему во что бы то ни стало хотелось сыграть этого здоровяка-таможенника!
На разрыв аорты
Тренировки обычно проходили так: Луспекаев, превозмогая боль, проходил 20 шагов, а потом без сил падал на стул, который повсюду носила за ним жена. Режиссер Владимир Мотыль, поначалу планировавший сделать роль Верещагина эпизодической, был потрясен мужеством и волей артиста. Он изменил сценарий, сделав Верещагина одним из основных персонажей.
Съемки тоже давались Луспекаеву тяжело. После каждого эпизода он садился на берегу, разувался и опускал горящие ноги в морскую воду. Порой прикреплял к ногам ласты и уплывал так далеко, что вся съемочная группа в тревоге бегала по берегу, умоляя артиста вернуться. А он только смеялся — такой же неукротимый и своевольный, как его герой Верещагин.
Фильм «Белое солнце пустыни» стал хитом, его полюбили сразу. И продолжают смотреть и сегодня — уже дети и внуки первых зрителей. А для космонавтов этот фильм — традиция и талисман: его обязательно смотрят во время полета.
Павел Луспекаев, воодушевленный успехом, планировал сняться в фильме своего друга, Михаила Казакова, — «Вся королевская рать». Но не успел. В апреле 1970 года его не стало — актер умер от разрыва аорты. На его могиле стоит памятник, изображающий самого знаменитого таможенника России — Верещагина.
Источник фото: х/ф "Белое солнце пустыни" 1969 г.