Экзамен без нервов: как переводные испытания могут вырастить, а не задавить

Совет по правам человека предлагает вернуть в школу переводные экзамены. DAY.RU поговорил с психологом Анной Вакалюк о том, как одно испытание может стать либо толчком к зрелости, либо источником затяжного стресса.
В стране, где школьные линейки выглядят как парады, а последний звонок — как наиважнейший этап жизни, идея ввести переводные экзамены звучит почти интимно. Тихо. Почти по-домашнему. Как: «Давай всё-таки проверим, понял ли ты, что Пушкин не просто кудрявый парень из учебника».
Глава СПЧ Валерий Фадеев предложил сдавать экзамены не только в девятом и одиннадцатом, а по ходу пьесы — между классами. Чтобы не переходили «по милости», а шли по знанию. Чтобы чувствовали не то, что им разрешили, а то, что сами дошли.
Учителя напряглись. Родители тоже. Дети пока молчат — потому что не спросили. А мы спросили психолога.
«Переводной экзамен — это двойной механизм», — говорит Анна Вакалюк. — «Если подросток воспринимает его как вызов, а не угрозу — включается взросление. Появляется навык планировать, справляться с ошибками, появляется ощущение: я могу».
Но и тут, конечно, не без но.
«Если с первого дня экзамен обрастает криками, угрозами, паникой и мемами про провал, — ничего, кроме тревожного невроза, он не сформирует», — уточняет эксперт. «Подросток начинает учиться не ради понимания, а чтобы избежать оценки. А это путь к хроническому напряжению».
Экзамен работает не сам по себе. Он работает через окружение. Родители, которые говорят: «Ну не сдашь — переживём». Учителя, которые не орут, а объясняют. И формат, где важен не балл, а мысль: «Я понял, где ошибся. Я научился».
«Значимым рубежом экзамен становится не потому, что его записали в журнал, а потому что ребёнок осознаёт: я что-то прошёл. Это как первый самостоятельный выезд в метро. Вроде недалеко, но ты — уже другой», — говорит Вакалюк.
Вывод
Ввести экзамены — несложно. Сложно сделать так, чтобы они не ломали, а собирали. Чтобы ребёнок выходил с них не с дрожью в голосе, а с мыслями: «Я справился. Пусть не идеально, но сам». Чтобы знал не только, где Мурманск и в каком году началась война, но и кто он сам — в этой системе, на этом маршруте.
А это уже не про оценки. Это про рост.
«Самое важное — чтобы у ребёнка был опыт опоры на себя. Не на страх, не на одобрение, а на внутреннее чувство: я умею думать, справляться, выбирать. Тогда экзамен — это не приговор, а проверка компаса».