• 78,19
  • 90,97

«Мы сами готовы переплачивать»: почему всё так дорого в аэропортах и на вокзалах — объяснение эксперта

Аэропорт «Домодедово»

Когда бутылка воды дороже золота.

Каждый, кто хоть раз покупал кофе за 600 рублей или сэндвич за тысячу в аэропорту, задавался этим вопросом: почему цены в транспортных узлах будто с другой планеты?

Маркетолог и генеральный директор агентства маркетинговых исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков объясняет, кто на самом деле виноват в дороговизне — арендаторы, арендатодатели или... мы сами.

«Космос» на ценниках: в чём причина?

Цены в кафе, ресторанах и магазинах, расположенных на территории вокзалов и аэропортов, редко радуют глаз. Особенно по сравнению с аналогичными точками вне этих объектов. Почему так?

Основной фактор — высокая арендная ставка. Помещения на таких локациях — удовольствие не из дешёвых, особенно в крупных транспортных хабах.

К этому добавляются повышенные требования к безопасности, логистике, графику работы и другим нюансам, которые увеличивают операционные расходы, — отмечает Дмитрий Чумаков в беседе с порталом DAY.RU.

Иными словами, продавцы и общепит вынуждены закладывать все эти издержки в цену. Они просто не могут позволить себе работать «в ноль».

А почему тогда Duty Free дешевле?

Есть одно исключение — магазины Duty Free. Их особый статус позволяет работать без таможенных пошлин, а это делает ценники более приятными. Но это правило касается только вылетающих за границу, да и ассортимент там весьма специфический.

Спрос рождает предложение — даже если оно дорогое

Важный момент, о котором редко говорят: мы сами готовы переплачивать, — предупреждает эксперт.

Психология проста: человек, попавший в закрытую среду, где нет альтернатив (особенно после досмотра), оказывается в положении «бери, что есть».

Добавьте сюда

  • стресс,
  • нехватку времени,
  • желание побаловать себя

— и вот уже очередь за кофе из автоматов в три раза длиннее, чем в обычной кофейне.

Пока есть спрос — будет и предложение.

Изменится ли когда-нибудь ситуация?

Скорее всего — нет. По крайней мере, в обозримом будущем.

Аэропорты и вокзалы не горят желанием снижать арендные ставки — доход от аренды для них критически важен. А бизнес не собирается жертвовать прибылью.

Надежда на чудо тут, увы, не работает. Покупательская способность пока позволяет держать ценник на уровне, а значит — всё останется как есть, — подчеркнул Дмитрий Чумаков.

Итог

Высокие цены — это не заговор против путешественников, а следствие рыночной логики: ограниченная конкуренция, дорогая аренда и готовность потребителя платить. Пока не изменится хотя бы один из этих факторов, ждать скидок на кофе в аэропорту бессмысленно.

Но всегда остаётся термос и пара бутербродов из дома — пусть и без бархатного латте, зато по цене вменяемой.

Знаете ли вы

Что делать путешественнику?

  • Планировать перекус заранее: брать еду и воду с собой, если это возможно и разрешено.
  • Пользоваться фудкортами и магазинами вне территории вокзала/аэропорта.
  • Сравнивать цены заранее — в некоторых городах рядом с аэропортами есть недорогие точки питания.
«Недопустимо, чтобы дети ночевали на полу»: московские аэропорты ждёт важное изменение

В ряде российских регионов наблюдаются массовые задержки авиарейсов.

«Недопустимо, чтобы дети ночевали на полу»: московские аэропорты ждёт важное изменение
Аэропорт Геленджика вновь открыт: цена билета москвичам не понравится

Заплатить придётся довольно много.

Аэропорт Геленджика вновь открыт: цена билета москвичам не понравится