• 82,34
  • 96,57

«Под угрозой расхищения»: где искать в Подмосковье музей, который называют «Малой Третьяковкой»

Зал Фландрии Серпуховского музея

От крестьянской избы до роскошного особняка.

Серпуховский историко-художественный музей сегодня — это один из культурных центров Подмосковья. Однако его история началась далеко не в выставочных залах, а в старинной деревне Колычево.

В беседе с порталом Day.ru экскурсовод Ольга Бучина рассказала подробности.

Кто такие Мараевы

Из Колычево происходили предки текстильных фабрикантов Мараевых — тех самых, кто позже сыграл ключевую роль в становлении музея.

Крестьянин Василий Афанасьевич Мараев был отпущен на волю в 1839 году по указу графини Екатерины Новосильцевой. Перебравшись в Серпухов, он устроился на фабрику старообрядца и вскоре сам принял федосеевское согласие.

Несмотря на риски, это дало доступ к деловым кругам староверческой купеческой элиты. К 1859 году Мараев уже владел бумаготкацкой фабрикой, а в 1867-м вошёл в Первую купеческую гильдию.

После его смерти в 1881 году дело перешло к сыну Мефодию, а затем к его вдове — Анне Васильевне Мараевой, которая оказалась не просто достойной преемницей, но и меценатом с выдающимся художественным вкусом.

Коллекция, которая стала основой музея

Анна Васильевна не только расширяла фабрику, но и активно собирала предметы искусства.

Существует предположение, что в 1896 году в её доме появилось новое парадное крыло, построенное по проекту архитектора Романа Клейна. В том же году Мараева приобрела коллекцию живописи московского коллекционера Ю.В. Мерлина — это собрание станет ядром будущего музея.

Семья Мараевых на протяжении десятилетий жертвовала средства на старообрядческие общины, собирала иконы, старопечатные книги, богослужебные предметы и редчайшие реликвии.

Одной из них был знаменитый Пустозерский сборник с автографами протопопа Аввакума и Епифания, — отмечает Ольга Бучина.

В 1908—1910 гг. при фабрике в Заборье была построена церковь Покрова и богадельня на средства Анны Васильевны.

Рождение музея: революция, национализация и спасение коллекции

После национализации в 1918 году имущество Мараевых оказалось под угрозой расхищения — профком ситценабивной мануфактуры даже хотел использовать произведения искусства в качестве премий.

Однако по требованию Наркомпроса эти действия были остановлены. Так началась новая глава, — объясняет эксперт.

В том же году в составе местного отдела народного образования был учреждён Серпуховский музей старины и искусства.

Первым заведующим стал художник Александр Бузовкин. Вскоре собрание Мараевых было официально передано на хранение.

Формирование коллекции: из усадеб — в музей

В 1920—1930-х годах музей получил более 120 произведений из Москвы, а также экспонаты из местных усадеб:

  • Рождественское-Телятьево,
  • Семеновское-Отрада,
  • Рай-Семеновское,
  • позже — из Остафьева.

Сюда попадали произведения академической живописи, передвижничества, мебель, оружие, керамика и текстиль.

В 1930-х музею также поступали предметы из местных церквей и монастырей — Владычного и Высоцкого. Эти поступления стали основой уникального собрания, не имеющего аналогов в Подмосковье.

Новый вектор: историко-художественный профиль

С 1956 года музей получил официальный статус историко-художественного. Особое внимание стало уделяться изобразительному искусству.

Его коллекции изучали крупнейшие искусствоведы:

  • Ю. И. Кузнецов,
  • М. Я. Либман,
  • И. В. Линник,
  • Н. Н. Никулин,
  • В. А. Садков.

Расширение и филиалы

В 1985 году был открыт историко-археологический отдел в Троицком соборе. Позже, в 1987 году, музей получил в управление старообрядческую церковь Покрова — ныне один из самых ценных филиалов с коллекцией церковного искусства XVI—XX веков.

В 2002 году музею передали дом, где жил мастер пикториальной фотографии Николай Андреев. Сегодня он закрыт на реконструкцию, но экспозиция размещается в здании на Калужской улице.

Серпуховский музей сегодня: от «Ночи искусств» до международных выставок

Сегодня Серпуховский музей — активный участник крупнейших проектов в России. Его экспонаты можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. Пушкина и других местах.

Музей дважды участвовал в федеральной программе «Золотая карта России». Выставки «Русское искусство 1870—1910 гг.» и «Православные древности Серпуховского края» были восторженно приняты публикой.

В 2018 году, в год 100-летия, музей стал участником знаковых выставок:

  • «Роберт Фальк. Грани творчества»,
  • «Василий Верещагин: персональная выставка»,
  • «Сокровище вечное» (совместно с Музеем русской иконы).

Для горожан и гостей: интерактивы, театрализация, реконструкции

Серпуховский музей предлагает не только классические экскурсии, но и живые, современные форматы:

  • Театрализованные экскурсии «Ожившие картины» и прогулки по историческим улицам города
  • Мастер-классы по народным промыслам
  • Образовательные программы вроде «Щит предков»
  • Детские занятия с творческими заданиями («Я — художник», «Чудо-самовар», «Ситцевый павлин»)
  • Праздничные мероприятия: «Ночь в музее», «Ночь искусств», Новый год, Рождество
  • Организация торжеств: свадеб, юбилеев, дней рождения

Наука и наследие

Сотрудники музея активно занимаются научными исследованиями, результатами которых пользуются историки и искусствоведы по всей стране. Значение их труда трудно переоценить.

«Окружить себя шедеврами»: усадьба Архангельское — дворянский шик за пределами центра Москвы

Уникальный ландшафтный дизайн и многое другое.

«Окружить себя шедеврами»: усадьба Архангельское — дворянский шик за пределами центра Москвы