Ученые запрограммировали коров давать «инсулиновое молоко»

молоко
Представьте себе мир, где люди с диабетом смогут легко получать инсулин — без рецептов, походов в аптеку, очередей и практически бесплатно

Это вполне может стать реальностью благодаря сенсационному исследованию международной группы ученых из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне (США) и Университета Сан-Паулу (Бразилия).

Корова — фабрика инсулина

Ученые задались целью создать генетически модифицированных коров, которые бы производили молоко с содержащимся в нем человеческим инсулином. Такое молоко помогло бы миллионам людей! Для решения поставленной задачи исследователи добавили один-единственный человеческий ген в ДНК десятка коровьих эмбрионов. И результат превзошел ожидания.

Искали медь, а нашли золото

Первоначально ученые рассчитывали получить проинсулин — прогормон, который после очистки превращался бы в инсулин. Но, исследовав коровье молоко, обнаружили в нем чистый биологически активный инсулин. Причем его было в три раза больше, чем проинсулина — до 1 грамма на литр молока. То есть всего стакан такого молока способен заменить больному диабетом полноценную дозу инсулина.

Есть проблемы

Пока, правда, наладить естественное производство, аналогичное фабричному, не удалось — есть определенные трудности в генетической модификации коров. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Biotechnology, из десятка измененных коровьих эмбрионов жизнеспособным оказался лишь один. Из него родился теленок женского пола, который после достижения половой зрелости дал искомое «инсулиновое молоко». В любом случае — большой первый шаг уже сделан, остальное, утверждают ученые, дело техники.

Чем это круто?

Значение открытия сложно переоценить. Инсулин из коровьего молока может быть дешевле и доступнее, чем традиционный инсулин. Люди с диабетом смогут просто пить молоко и получать необходимый инсулин — без болезненных, особенно для детей, инъекций. В целом же коровье молоко безопасно для людей, и оно может улучшить качество жизни людей с диабетом.

В настоящее время ученые рассматривают и ставят эксперименты с различными породами скота. Так, например, голштинские коровы способны производить около пятидесяти литров молока в день. Их генетическая модификация позволила бы наладить массовый выпуск «инсулинового молока».

Источник фото: Freepik/wirestock