Похищение картины «Святой Лука»: история одного выдающегося преступления

В СССР музейные кражи случались крайне редко. В особенности после бурных 1920-х. А самой известной из них было похищение картины Франса Халса «Святой Лука» из Музея изобразительных искусств имени Пушкина. В центре столицы, на Волхонке, случилась кража, о которой через несколько лет сняли замечательный фильм — «Возвращение «Святого Луки». Один из лучших советских детективов. Но авторы фильма — режиссер Анатолий Бобровский и целая группа сценаристов — перенесли на экран лишь основу события. Многое осталось за кадром, многое пришлось изменить и законспирировать. Постараемся рассказать, как же это было на самом деле.
В 1812 году император Александр I издал странный указ: отобрать в Эр-митаже несколько религиозных картин «для украшения католических храмов Таврической губернии». По-видимому, после этого евангелисты Халса и ока-зались в разных храмах Малороссии и Тавриды. После Гражданской войны след картин затерялся. Казалось, окон-чательно.
Но в 1958 году случилась редкая удача: на знаменитом одесском Приво-зе — рынке, где можно было купить все, что душа пожелает, — некий коллекцио-нер и знаток живописи обнаружил уди-вительно гармоничную картину. Это и был Лука. Какая-то благообразная ста-рушка продавала его за бесценок.
По-том в запасниках Одесского художественного музея нашли вторую картину из этого цикла — Матфея. Автора обоих портретов установили далеко не сразу. Сначала их отправили на реставрацию в Киев. Там искусствоведы осторожно отнесли картины к школе Халса. И толь-ко сотрудница Эрмитажа Ирина Лин-ник, проведя небольшое исследование, сумела точно установить автора картин. Да, им был великий фламандец!
Кража века Весной 1965 года в Москве прохо-дила выставка западноевропейской живописи. Экспозицию собрали со все-го Союза. Из Одесского музея взяли двух халсовских евангелистов.Картина — тот самый «Святой Лука» — исчезла в санитарный день, ког-да музей был почти пуст. Ее грубо, неак-куратно вырезали из рамы. Сенсация!
Министр культуры СССР Екате-рина Фурцева пребывала в полном смятении. Сначала дело поручили следователю-«важняку» из МУРа Сер-гею Дерковскому. Он сразу решил, что кражу совершили по заказу какого-ни-будь коллекционера, помешанного на Халсе. Ведь на выставке демонстри-ровали и более дорогие, по между-народным меркам, картины, но их не тронули.
Но в тогдашнем СССР и Халс вряд ли кому-нибудь был по карману, поэтому Дерковский предположил, что в деле замешаны иностранцы. Однако несколько недель слежки за десятками советских и иностранных коллекцио-неров ничего не дали. Выйти на след картины Дерковский не мог. И его еже-дневные отчеты не придавали опти-мизма ни прокуратуре, ни Фурцевой.
В дело вступает Лубянка Через полтора месяца Екатерина Третья, как называли советского ми-нистра культуры не только в узких кру-гах, встретилась с председателем КГБ Владимиром Семичастным и попроси-ла его взять дело под свой контроль. Семичастный с улыбкой согласился. С тех пор милиция Халсом не занима-лась. Только следователи с Лубянки.Чекисты стали сужать круг подо-зреваемых и следили за каждым их ша-гом — как за шпионами. Первые резуль-таты дала проверка сотрудников музея. Главным подозреваемым стал Валерий Волков — мебельщик и художник-лю-битель. Выяснилось, что у него не было специального образования, зато име-лась судимость — за воровство.
Чтобы войти в штат столь уважаемого заведе-ния, он обманул музейных кадровиков, предоставив им диплом об окончании Суриковского училища. Документ он «выправил» с помощью знакомого кол-лекционера по фамилии Алексеев — за тысячу целковых. Алексеев и получил заказ от иностранного кол-лекционера на Халса из Пушкинского музея.
Халс где-то рядом Напомним, что в фильме «Луку» по заказу советского воротилы крадет беглый вор — настоящий уголовник, рецидивист, профессионал высокой марки, которого блестяще сыграл Вла-дислав Дворжецкий. В жизни все было проще и, пожалуй, трагичнее.Алексеев уговорил Волкова по-хитить с выставки картину Халса. Но когда тот украл полотно, коллекцио-нер испугался: скорее всего, заметил милицейскую слежку и ушел в тину. Растаял в воздухе и иностранный за-казчик. Волков остался практически вне подозрений, но с картиной на руках. И что с ней делать, ума не мог приложить. Спрятал он Халса надежно: слежка в этом смысле не дала никако-го результата, вернуть картину следо-ватели не могли.
В КГБ сочли, что самое правиль-ное — обложить Волкова, как волка, и ждать. Любой шаг мог стать для него роковым, привести к полному разо-блачению. И он совершил такой шаг в августе.
Возле модного магазина «Мело-дия», на еще недостроенном Калинин-ском проспекте, он приметил фран-товато одетого иностранца и, видимо уже от отчаяния, чуть ли не в открытую предложил ему картину «уровня луч-ших голландских мастеров». «На За-паде она стоит миллионы, а мне нужно только 100 тысяч рублей», — говорил Волков. «Иностранцем» оказался со-трудник КГБ: и не по счастливой слу-чайности — сети были расставлены повсюду. Операция началась. Чекист назначил воришке встречу в кафе воз-ле бассейна «Москва». Там он, вир-туозно изображая немца, стал тор-говаться. Они сошлись на 60 тысячах рублей и договорились о встрече. Преступление и наказание Сотрудник КГБ приехал на рандеву в белом «Мерседесе» с номерами немец-кого посольства. Волков долго водил его по арбатским переулкам. В одном тихом дворике к ним вышла маленькая девочка и передала заветный сверток.«Немец» попросил Волкова упаковать картину в коробку из-под куклы. Это был знак для тех, кто за ними наблюдал. Волков не успел оглянуться, как «не-мец» исчез, а его окружили сотрудники КГБ. Взят с поличным!
Картина вернулась в Одесский му-зей, Волков получил свои 10 лет. Сле-дователи, конечно, заинтересовались и товарищем Алексеевым. Но тот уме-ло защищался. Прямых доказательств против него не было. Свидетели ука-зывали на факт знакомства коллекци-онера с Волковым, однако для ареста этого было недостаточно. Свой инте-рес к картине Халса Алексеев отрицал, иностранца не выдал. К тому же в Ин-ституте судебной психиатрии имени Сербского его признали невме-няемым. В тюрьме он не просидел ни дня. Разве что его карьера коллекцио-нера и спекулянта была окончена: от-ныне за ним постоянно следили.
Фильм против слухов Екатерина Фурцева осталась на сво-ем посту. Как и директор Пушкинского музея Ирина Антонова. Обе они на всю жизнь сохранили благодарность к сле-дователям КГБ, доказавшим свой про-фессионализм.Пресса о краже не упоминала. Офи-циально картину просто долго рес-таврировали, а потом она появилась в Одесском музее. Но слухи все же ходи-ли. Чтобы развеять их, через 4 года было решено снять фильм о похищении «Свя-того Луки», но без титра, что кинолента основана на реальных событиях. Расчет оправдался. В народе посчитали, что, если об этом сняли такой захватываю-щий фильм, значит, картину точно никто не крал. И это лишь детектив, фантазия.
А к охране шедевров мировой живо-писи в СССР с тех пор относились серь-езнее. И за коллекционерами следили внимательнее.
В СССР не воруют! За месяц до кражи «Святого Луки» министр культуры Екатерина Фурцева заявила: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, картин из музеев не воруют!» Отчасти она была права, но судьба как будто насмеялась над ней. Поэтому найти Халса было для Фурцевой делом чести. Да и Леонид Ильич мог осерчать и снять с должности проштрафившегося министра, несмот-ря на ее легендарное обаяние.