«Никому это не казалось странным»: эта закрытая часть Москвы не всегда была такой

В 1960-х годах площадь была не только символом, а обычным участком уличной сети.
Сегодня по Красной площади не проедет ни один автомобиль — это строго охраняемая пешеходная зона, где звучат шаги туристов, а не шум моторов.
Но ещё каких-то шестьдесят лет назад здесь спокойно катались легковушки, автобусы и даже грузовики.
Москва на колёсах у Кремля
До середины 1960-х Красная площадь была частью уличной сети столицы. Через неё проходили маршруты, связывавшие Москву-реку с Театральной площадью и Ильинкой.
Машины свободно пересекали площадь мимо Мавзолея, а движение регулировали обычные светофоры.
На старых фотографиях видно, как рядом с прогуливающимися москвичами стоят припаркованные «Победы» и «Волги».
В те годы площадь воспринималась не как музей под открытым небом, а как действующая городская артерия. С неё можно было напрямую попасть на Варварку или в Исторический проезд — нынешние Воскресенские ворота.
Почему запретили движение
В начале 1960-х Красная площадь всё чаще становилась местом массовых мероприятий — парадов, демонстраций и концертов. Движение машин мешало перекрытиям и портило брусчатку.
К тому же, к этому времени восстановили исторический облик центра, и транспорт рядом с кремлёвской стеной выглядел чужеродно.
По данным историков, окончательно движение по Красной площади прекратили в 1963 году, когда она получила статус пешеходной зоны.
С тех пор сюда заезжают только специальные автомобили — техника для парадов, обслуживания Мавзолея и охраны Кремля.
Эхо старой Москвы
Для москвичей старшего поколения Красная площадь с автомобилями — это кадры из жизни, где прошлое и настоящее переплетаются буквально на брусчатке. Те, кто помнит 1950—60-е, рассказывают:
Можно было ехать вдоль Спасской башни, и никому это не казалось странным.
Сегодня в это трудно поверить: центр страны без барьеров, открытый для движения. Но именно так Москва выглядела в эпоху, когда город ещё не знал пешеходных зон, а Красная площадь была не только сердцем России, но и частью её транспортных путей.
История, леденящая кровь.
«Заплатили за смерть Грибоедова»: темная тайна красивейшего экспоната Московского КремляОт сокровищ князей до легенд подземелий.
Великие клады Москвы: сокровища, найденные под стенами КремляИ менялась на кадрах кинолент.
«Погасили кремлевские звезды»: как Москва меняла кинематограф и наоборот