• 80,29
  • 93,49

На месте «Убогого дома»: где в Москве детишки буквально играют на костях

Где в Москве детишки буквально играют на костях

Этот парк имеет жуткую историю.

Прогулка по привычному московскому скверу в Мещанском районе может открыть неожиданную историю. Фестивальный парк, который сегодня радует детей и взрослых, когда-то был кладбищем.

То место, где сейчас играют и отдыхают, раньше служило местом захоронения известных горожан и хранило множество тайн, о которых мало кто догадывается.

Расположение парка и его внешний вид

Фестивальный парк расположен между улицами Советской Армии, Трифоновской, Олимпийским проспектом и Сущёвским валом.

Это обычный оживлённый сквер с детскими площадками, где ежедневно собираются семьи и детвора. Но среди зелени возвышается старинное каменное здание — храм, который хранит память о прошлом этой земли.

История кладбища — городское и первое

В 1748 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, здесь было основано первое в Москве городское кладбище. Раньше похоронения проводили при церквях, часто рядом с дорогами, что не устраивало императрицу.

Она боялась за заразность таких мест и нежелательно видеть могилы по пути своих поездок из Кремля в Лефортово.

Для приличия и безопасности выбрали новое место в Марьиной роще, южнее старого Лютеранского кладбища, и устроили там Лазаревское кладбище — названное так по деревянной церкви Лазаря из Вифании.

Каменный храм в стиле «корабль»

К концу XVIII века на месте деревянной церкви появился каменный храм. Его строительство оплатил Лука Долгов — один из самых обеспеченных купцов Москвы, который заслужил дворянство за благотворительность во время чумы 1771 года.

За дело взялся архитектор Елизвей Назаров, зять Долгова. Храм проектировали в стиле, который называют «корабль» — все части здания, колокольня, ротонда и трапезная, расположены в единую линию, образуя атмосферу парусного судна.

Внутри украшения поражали богатством — лепнина, фрески, возможно, работы итальянских мастеров. Главный престол посвятили Сошествию Святого Духа, что и стало официальным названием храма.

Судьба церкви в советские годы

В советское время храм был почти разрушен: все внутренние украшения исчезли, а само здание использовали как общежитие. К счастью, в 1991 году здание вновь передали церковной общине и полностью отреставрировали, сохранив его исторический облик.

Известные персоны среди захоронений

Поначалу кладбище было достаточно простым, но в XIX веке в нём начали хоронить известных москвичей — мать писателя Фёдора Достоевского, актёра Силу Сандунова, ботаника Петра Маевского, а также отца историка Москвы Ивана Снегирёва и других видных лиц.

Превращение кладбища в парк

В 1930-х годах кладбище ликвидировали: вывезли надгробия, выравняли землю, создали пространство для нового парка.

Его назвали парком имени Ф.Э. Дзержинского, в честь тогдашнего названия района.

Идея была в создании площадки для физического и интеллектуального развития детей.

Современный облик и развитие парка

Начиная с конца 1950-х парк стал любимым местом отдыха жителей, особенно после того, как вокруг начали возводить жилые дома.

В 1985 году произошла первая масштабная реконструкция, и парк получил имя «Фестивальный» — скорее всего, в связке с проводимым в Москве Всемирным фестивалем молодёжи и студентов.

В последующие годы, в 2000 и 2017 годах, здесь обновляли инфраструктуру: появились новые детские и спортивные площадки, стадион и фитнес-клубы.

Сегодня Фестивальный парк — это современное комфортное пространство, не выдающее своей исторической печати.

Прошлое и настоящее рядом

Во время прогулки по парку трудно поверить, что когда-то здесь лежали тысячи захоронений. Но сердце района — каменный храм Сошествия Святого Духа — напоминает о глубокой истории этого места.

Этот архитектурный памятник — живая связь времен, символ того, как прошлое соседствует с настоящим, а память приносит утешение среди суеты большого города.

Парк на бывшем кладбище — место, где играют дети, но под ногами лежит целая глава московской истории.

Он учит хранить память и ценить каждый миг жизни, напоминая о том, что даже самые мрачные страницы времен могут превратиться в уголки радости и света.