• 80,43
  • 94,38

Станция московского метро, которая спрятана на самом видном месте — что с ней не так?

Станция метро «Полянка»

Почему москвичи проходят мимо этой станции метро, словно её не существует?

В Москве есть станция метро, которую почти никто не замечает. Это — «Полянка».

Несмотря на то, что это часть центральной линии метро, пройти через неё можно и не задерживать взгляд. Но почему так происходит?

Где же эта «призрак» метро?

«Полянка» расположена в районе Замоскворечья — очень старом, исторически насыщенном районе Москвы. Название станция получила в честь улицы Большая Полянка, рядом с которой находится её единственный выход.

С виду кажется логичным, но вот что странно — соседняя улица Большая Якиманка куда более оживлена и известна, и многие удивляются, почему метро решили построить именно здесь.

Оказывается, это связано с инженерными соображениями: когда проектировали «Полянку», предполагался переход на соседнюю Калужско-Рижскую линию через станцию «Якиманка».

Именно удобство такой связки объясняет выбор места строительства.

Строительство с экшеном

Погружаясь в историю строительства, узнаём, что всё было не так гладко.

Сначала рабочие вообще не могли использовать взрывы — рядом проходили туннели другой линии метро.

Но потом потребовалось сделать перерасчёты и разрешили подрывы ночью с ограниченной мощностью заряда.

Представляете, как аккуратно пришлось работать!

Однако один взрыв в декабре 1983 года всё же задел тоннель соседней линии — к счастью, случилось это ночью, пострадавших не было, но движение на несколько дней пришлось приостановить, а последствия ликвидировали несколько недель.

Внешний вид: белоснежная простота

Когда заходишь на эту станцию, первое, что поражает — огромное количество белого.

Колонны и стены облицованы мрамором, своды тоже белые и просто украшены узким карнизом, напоминающим покрашенное дерево. Освещение спрятано за этими карнизами, что создаёт мягкий свет дневного цвета.

В общем, всё очень аккуратно, простенько и по-домашнему — никакой яркой роскоши, которая обычно цепляет взгляд в метро.

Это одна из причин, почему «Полянка» и остаётся станцией, которую видят, но не запоминают. Функционально, но не кричаще.

Панно «Счастливая семья» — маленькая тайна

В самом конце платформы привлекает внимание панно. Автор — Сергей Горяинов, картина носит название «Счастливая семья». На голубом фоне, символизирующем небо, изображены мужчина, женщина и ребёнок.

Интересный момент: мужчина в кроссовках, а женщина кажется босой, но если присмотреться, можно заметить что-то вроде шлёпок-вьетнамок.

Это изображение можно трактовать по-разному — официально это семья, но в некоторых путеводителях считают, что герои отражают советскую молодёжь и героев пятилеток.

Этот простой, но глубокий образ даёт станции чуть больше души, чем её строгая архитектура.

Станция, которую «видят и забывают»

Почему же «Полянка» остаётся незаметной? Помимо скромного белого дизайна, это ещё и местоположение.

Район хоть и исторический, но далеко не туристический и не самый оживлённый, пассажиропоток здесь сравнительно небольшой — около 32 тысяч человек в сутки.

Иногда кажется, что между поездами станция напоминает пустынный зал, и потому станция не задерживает внимания и не вызывает ярких воспоминаний.

Кинематографическая слава в тоннелях

В 1985 году, когда метро строилось, тоннели между «Полянкой» и соседней «Боровицкой» использовали для съёмок известного советского фильма «Кин-дза-дза!» Именно там имитировали нелегальный вход на вымышленной планете.

Так что у станции есть своя маленькая тайна — она когда-то была декорацией инопланетного мира, хоть сама и выглядит очень земной.

И немного веселья под землёй

Интересно, что несмотря на скромность, у станции есть и живая жизнь — иногда по ночам здесь устраивают концерты, танцевальные и кинопоказы.

Видимо, чтобы добавить хоть немного яркости и в этот забытый уголок московского метро.

«Полянка» — это станция с историей и характером, хоть и не кричащая дизайном и не переполненная народом.

Свою задачу — быть удобным транспортным узлом — она выполняет отлично, но в памяти пассажиров остаётся скорее как тихий зал на пути к большим приключениям Москвы. И, возможно, именно в этой скромности и уюте её необычная привлекательность.