Плотников переулок и исчезнувший особняк: теперь там обычный кирпичный дом

От дворянской роскоши до советской коммуналки.
В самом сердце Москвы, на Плотниковом переулке, сегодня стоит обычный девятиэтажный кирпичный дом.
У многих москвичей это место почти не вызывает ассоциаций — серый советский жилой дом 1985 года, предназначенный для партийной элиты того времени.
Однако мало кто знает, что именно здесь когда-то располагался уникальный дореволюционный особняк с богатой судьбой и по-настоящему удивительными обитателями.
Эта история — как путешествие во времени, которое окунет в атмосферу старины, культуры и человеческих судеб.
Дворянская усадьба и необычная хозяйка
В начале XX века на этом месте была помещичья усадьба с просторным двором и садом, казавшимся деревенским среди шумного города.
Владельцем участка была Елизавета Николаевна Орлова — женщина непростая и очень интересная. Она была внучкой известного военного и политика Михаила Фёдоровича Орлова, но отказалась от светской дворянской жизни.
Балы, общение с аристократией были ей не по душе, и Лили, как её ласково называли родные, посвятила себя благотворительности.
Орлова придумала первые в России детские летние лагеря: вывозила бедных детей отдыхать на дачи в Подмосковье и к Балтийскому морю.
Её "Комиссия домашнего чтения" помогала тем, кто хотел учиться, но не имел средств — бесплатно рассылались книги и проводились консультации.
Именно здесь Лили познакомилась с одним из самых ярких историков и публицистов того времени — Михаилом Гершензоном.
Елизавета Николаевна пустила его и его семью в свой флигель, взимая символическую плату, ведь деньги для неё были не главным.
Архитектурная жемчужина и культурные гости
В 1912 году на территории усадьбы началось строительство особняка, задуманного как дом для семьи Гершензона и воспитанниц Орловой — одиннадцати бедных девочек, которых она взяла под опеку.
Автором проекта стал архитектор Илларион Иванов-Шиц. Здание получило необычный, можно сказать, даже авангардный облик: асимметричные формы, трёхгранный эркер, изящные окна и просторная терраса.
Внутри особняка пространство разделялось на две части — апартаменты Орловой с её приемными детьми и большая квартира семьи Гершензона. По сути, это были две отдельные квартиры под одной крышей.
Дом пестрил творческой и интеллигентной атмосферой — в гости к Гершензонам часто заходили такие знаменитости, как поэты Андрей Белый и Вячеслав Ходасевич, философ Николай Бердяев, издатель Михаил Сабашников.
Здесь кипели живые разговоры о литературе и философии, звучали идеи и мечты.
Превращение и забытые тайны советского времени
После революции 1917 года многое изменилось. Елизавета Николаевна потеряла своё имущество, и в доме началось уплотнение — комнаты заселили разными семьями, появилась коммуналка.
Особняк надстроили двумя этажами, стараясь сохранить облик оригинала — даже эркер и окна дополнений были похожи на дореволюционные.
Но исчез великолепный сад с цветущими деревьями, а парадная дверь дома стала служить только для нижних этажей — чтобы попасть выше, нужно было зайти со служебного входа.
В доме появился советский лифт — забавный и не слишком надежный, его неисправность порой становилась сюжетом для рассказов жильцов.
Орлова, лишившись состояния, преподавала рисование и иностранные языки до самой смерти в 1940 году. Семья Гершензонов смогла сохранить жильё до 1959 года, несмотря на все перемены.
Уход особняка и новые страницы истории
В начале 1980-х особняк снесли, уступив место современному кирпичному жилому дому.
Новый дом строился для высокопоставленных работников партии, и теперь никаких следов величественного дореволюционного дома и его обитателей здесь не осталось. Только редкие воспоминания в книгах и статьях напоминают о том, каким живым и культурным было это место.
Одной из главных хроник жизни семьи Гершензонов стала книга воспоминаний Н.М. Гершензон-Чагадаевой, которая подробно описывает этот исторический период и атмосферу дома.
Сегодня, проходя мимо дома №13 в Плотниковом переулке, стоит вспомнить о его загадочной истории — о женщине, посвятившей жизнь помощи бедным детям, о доме, ставшем центром творчества и благотворительности, и о том, как московская старина уступила место новому времени.