• 83,61
  • 97,68

Необычная история московской сталинки: пережила падение самолета

Сталинка и самолет

Все секреты и слухи.

Далеко не каждый дом в Москве может похвастаться историей, полной неожиданностей, загадок и даже слухов о падающем самолёте. Дом №56 на Ленинградском проспекте — именно такой.

С виду это обычная сталинка, но если присмотреться, то станет ясно: здесь скрыто гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Почему дом был таким низким?

Когда этот дом строили в конце 1930-х, рядом был настоящий авианосец — аэропорт на Ходынском поле, главный в Москве того времени. Поблизости находилась будущая станция метро «Аэропорт», которая получила своё имя не зря.

Из-за близости к аэродрому вводились строгие ограничения: никаких домов выше трёх этажей, чтобы не мешать самолётам взлетать и садиться.

Поэтому и получился дом жилым, но «миниатюрным» — всего три этажа, что довольно мало даже для тех времён.

Грандиозный проект архитектора Розенфельда

Этот дом не должен был стоять в одиночестве, а стать частью большого жилого комплекса — с зелёным двором, просторными подъездами и легким, почти воздушным фасадом.

Архитектор Зиновий Розенфельд мечтал сделать что-то красивое и функциональное одновременно. В центре всего задумывался большой зелёный двор — редкость для тех лет.

Можно сказать, что Розенфельду почти удалось создать лёгкий и элегантный архитектурный образ: фасад покрасили в серебристо-серый цвет, а украшали его окна самых разных форм, лоджии с колоннами, и даже огромный балкон на втором этаже с массивными колоннами — словно вход в итальянский палаццо, только советской закалки.

С этого балкона с проспекта открывался вид на зелёный двор — настоящий оазис посреди шумной Москвы.

Но не все были в восторге

Хотя коллеги архитектора дали дому высокие оценки, нашлись и критики. Им не понравился закончившийся резко со стороны переулка карниз — он выглядел незаконченным и уродливым.

Лоджия с колоннами на торце дома оказалась просто декорацией: на неё не могли выйти жильцы второго этажа, окна которого она ещё и заслоняла. Так что с функциональностью у этой красоты были проблемы.

Кроме того, с дворовой стороны дом выглядел слишком скромно, без какого-либо декора. Это резко контрастировало с парадным фасадом и бросалось в глаза.

Все эти мелочи говорили о том, что перед архитектором стояла задача сделать красивое жильё, но не слишком богатое на детали.

Загадка падающего самолёта

Теперь перейдём к самой интригующей истории, которая словно из фильма о военных временах. В 1944 году, как рассказывают местные жители, в этот дом врезался самолёт — Ил-4 или Ил-2.

С тех пор в народе гуляет легенда, что в результате аварии погиб кто-то из жильцов.

Правда, официальных подтверждений этому событию нет — только рассказы и воспоминания, которые передавались из уст в уста. Но эта история придала дому особый ореол таинственности.

Почему и когда дом надстроили?

В начале 1950-х архитекторы решили, что малоэтажный дом надо сделать выше — чтобы он гармонировал с жилым комплексом, который задумали строить.

Тогда надстроили ещё три этажа, добавили мусоропровод и лифт. Однако масштабные планы не реализовались, и дом остался в обновлённом, но не полноценном виде.

Одновременно с этим начали строить дополнительное крыло со стороны Авиационного переулка. Оно сильно отличается по стилю, более современное, и с архитектурной точки зрения не очень сочетается с оригинальным зданием.

Жизнь в доме сегодня

Сегодня здесь 6 подъездов и 92 квартиры самого разного размера и планировки. Потолки в квартирах — под стать сталинским домам — высокие, около 3,2 метра.

Кухни просторные, где спокойно разместится большая семья, а комнаты — от 17 до 23 квадратных метров, иногда встречаются даже четырёхкомнатные варианты.

Цена вопроса — двухкомнатная квартира площадью почти 60 квадратов может стоить около 25 миллионов рублей.

Но за локацию приходится платить: рядом метро «Аэропорт», много общественного транспорта, а во дворе достаточно зелени для большого города.

Шум проезжей части — главный «минус»

Главный недостаток дома — это бесконечный шум и пыль от Ленинградского проспекта. Дом буквально стоит у дороги, и открыть окно, особенно летом, кажется невозможно.

Пластиковые окна в какой-то мере помогают бороться с шумом, но жизни без этого нельзя назвать спокойной.

Итог

Дом №56 на Ленинградском проспекте — это не просто жилой корпус, а целая история Москвы, отражённая в его стенах.

От строгих ограничений аэропорта до смелой архитектуры Розенфельда, от легендарных историй о падающем самолёте до современных проблем городского шума — здесь есть что узнать и о чём подумать.

Этот дом — маленький кусочек прошлого, заложенный в сердце шумного мегаполиса.