• 78,47
  • 92,28

Что лежало в багажнике у каждого советского водителя: современные москвичи удивятся

ГАЗ «Победа»

На дорогах СССР без этого было не обойтись.

Сегодня, заглянув в багажник типичного автомобиля, вряд ли найдёшь что-то более весомое, чем насос, ветошь и штатный домкрат. У кого-то и того нет: всё решает смартфон и карта помощи на дорогах. Современные водители редко возят с собой инструменты, жидкости или запасные детали. А ведь когда-то всё было совсем иначе.

Советский автолюбитель: мастер на все руки

Машины прошлого были не просто транспортом — это был целый проект, который требовал постоянного ухода и заботы. Обслуживание, мелкий и крупный ремонт, подбор деталей — всё это ложилось на плечи водителя. И вот почему багажник в СССР был не просто отсеком для чемоданов, а настоящим арсеналом.

Шины, камеры и целый ремнабор

Прокол? Привычное дело. Камерные шины требовали полной разборки колеса, заплатки, клея и, конечно, монтажек — без них никуда. Запаска? Часто была в худшем состоянии, чем основное колесо. Но всё равно возили. Ведь даже эта «докатка» могла выручить — до ближайшего шиномонтажа, если повезёт.

Масло, тормозуха и канистра воды — must have

Автомобиль, не теряющий масло? В СССР это считалось подозрительным. На «Волге», к примеру, уровень охлаждающей жидкости проверяли каждые 500 км, а заливалась туда чаще всего обычная вода. АЗС были редкостью, а при них — магазинов с нужными жидкостями не было вовсе. Потому в багажнике обязательно лежали:

  • двадцатилитровая канистра с бензином,
  • бутылка с «тормозухой»,
  • фляга воды,
  • банка моторного масла.

Одежда «на случай ремонта»

Ни один уважающий себя водитель не полез бы под машину в чистой одежде. В багажнике всегда находилось что-то для переодевания:

  • ватник,
  • старые брюки,
  • хозяйственный халат или куртка.

Это был своеобразный «ремонтный комплект». И дело даже не в эстетике — просто нечистую одежду негде было сразу постирать или заменить.

Инструментальный ящик: мини-гараж на колёсах

  • Молоток,
  • отвёртки,
  • пассатижи,
  • ключи всех калибров,
  • кусачки,
  • щупы

— весь этот «джентльменский набор» возили постоянно. Знали, как и зачем это использовать. Ведь если что-то случилось в дороге — рассчитывать было не на кого. Только ты и твоя смекалка. И это не считалось подвигом, а обычной практикой.

Запчасти на все случаи

Что советский водитель выбрасывал? Ничего. Из старых катушек собирали одну рабочую. Свечи, фильтры, провода, предохранители — всё шло в дело. Даже бензонасосов могло быть несколько, ведь один служил день, другой — месяц. Носили и прокладки, и прокладочные материалы, и иглы для карбюратора — а вдруг зальют некачественное топливо?

Это не кошмар, а стиль жизни

Сегодня кажется дикостью, что водитель тащил с собой полмашины в багажнике. Но тогда это было нормой. Автомобиль был мечтой, и за возможность управлять им — прощали всё. Поиски деталей, ремонт в снегу, и грязные руки после смены колеса — это была цена свободы. И её с радостью платили.

Финал с философией

Иногда кажется, что всё это осталось в прошлом. Но опыт показывает: даже сегодня знание элементарной автоэлектрики может выручить. Как тот парень, что зимой стоял на обочине с мёртвой машиной, а проблема оказалась в одном проводе. Немного навыков, пара минут — и он снова в пути. Так что, может, не стоит всё выбрасывать из багажника? Хоть мультитул с собой оставьте.

Знаете ли вы

Самые популярные автомобили в СССР

Модель/МаркаПроизводительГоды выпускаОсобенности/Статус в СССРТираж (примерно)
ВАЗ-2106ВАЗ (Lada)1976—2006Самый массовый и желанный, символ комфорта2 744 824 шт.
ВАЗ-2101 «Жигули»ВАЗ (Lada)1970—1988Народный автомобиль, простота, надежность2 702 903 шт.
ВАЗ-21011ВАЗ (Lada)1974—1981Рестайлинг 2101, улучшенный салон
ВАЗ-2105ВАЗ (Lada)1980—2010Экспортная популярность, массовая модель
ВАЗ-2107ВАЗ (Lada)1982—2012Доработанная «классика», престиж среди советских авто
ВАЗ-2121 «Нива»ВАЗ (Lada)1977—н.в.Первый массовый советский внедорожник
ГАЗ-21 «Волга»ГАЗ1956—1970Символ статуса, престиж, комфорт
Москвич-412АЗЛК/МЗМА1967—1997Надежность, экспорт, успехи в ралли
ЗАЗ-965/966/968 «Запорожец»ЗАЗ1960—1994Доступность, массовый «народный» автомобиль
УАЗ-469УАЗ1972—н.в.Легендарный внедорожник для армии и гражданских
ГАЗ-М20 «Победа»ГАЗ1946—1958Первый массовый легковой автомобиль послевоенной эпохи
«Зубило», «Ушастый» и другие: прозвища автомобилей из СССР, которые были в ходу в Москве

В Советском Союзе авто было не просто средством передвижения — это была почти мечта.

«Зубило», «Ушастый» и другие: прозвища автомобилей из СССР, которые были в ходу в Москве
Не только галстук и костёр: 5 необычных запретов для советских пионеров

Вместе с гордым званием приходили и строгие правила.

Не только галстук и костёр: 5 необычных запретов для советских пионеров
Почему советские женщины уставали меньше: 5 причин, которые удивят современных москвичек

Времена меняются — заботы остаются.

Почему советские женщины уставали меньше: 5 причин, которые удивят современных москвичек