«Зубило», «Ушастый» и другие: прозвища автомобилей из СССР, которые были в ходу в Москве

В Советском Союзе авто было не просто средством передвижения — это была почти мечта.
Несмотря на знаменитую фразу «машина — не роскошь, а средство передвижения», купить её мог далеко не каждый. Автомобили стоили дорого, а чтобы их приобрести, приходилось ждать годами — иногда очередь на покупку растягивалась на десятилетие.
Такое отношение формировало к автомобилю особую эмоциональную привязанность. Машину часто называли ласково, как члена семьи. Многие модели получали запоминающиеся клички — меткие, смешные и точные. Рассказываем, какие прозвища прижились у советских машин.
ВАЗ-2101 — «Копейка»
Народная любовь к «Жигулям» началась именно с ВАЗ-2101. Первую модель тольяттинского автозавода изначально называли просто «единичкой», но со временем закрепилось более тёплое и ироничное имя — «копейка». Эта малолитражка стала настоящей классикой и до сих пор вызывает ностальгию у автолюбителей.
ВАЗ-2106 — «Шаха»
Шестая модель «Жигулей», пришедшая на смену «тройке», быстро завоевала народное признание. Её прозвали «шахой» — по одной из версий, из воровского жаргона, где «шаха» — это шестерка треф. Другой вариант — просто производное от «шестёрки». Как бы там ни было, ВАЗ-2106 стал символом стиля в позднем СССР.
ВАЗ-2107 — «ХБМ» или «Хочу быть Мерседесом»
Седьмая модель — это была попытка придать «Жигулям» более статусный вид. Хромированная решётка радиатора в духе Mercedes-Benz вызвала у народа улыбку, и ВАЗ-2107 быстро окрестили «ХБМ» — «Хочу быть Мерседесом». Авто действительно старалось казаться солидным, но оставалось всё тем же надёжным «семейным седаном».
Знаете ли вы
ВАЗ-2106 на базе «семёрки» — «Полседьмого»
В конце 70-х на базе «шестёрки» сделали экспериментальный гибрид с элементами от ВАЗ-2107. Получившийся в единственном экземпляре седан в шутку прозвали «Полседьмого». Ироничное имя, подчёркивающее «переходный» характер машины.
ВАЗ-2108 — «Зубило»
«Восьмёрка» была настоящим прорывом. Первый переднеприводный ВАЗ, разработанный при участии немецких инженеров, получил аэродинамический кузов с резкими линиями. За клиновидную форму и острые грани её прозвали «зубило» — агрессивно и запоминающееся.
ИЖ-2715 — «Каблук»
Фургончик от Ижевского завода с характерной формой кузова мгновенно получил прозвище «каблук». Оно оказалось настолько точным и удачным, что впоследствии стало нарицательным для целого класса коммерческих машин, включая Volkswagen Caddy, Renault Kangoo и другие.
ГАЗ-24 — «Баржа»
Массивная и представительная «Волга» часто именовалась «баржей» или «шаландой». Громоздкие габариты — длина свыше 4,7 метров! — не остались незамеченными. Сначала прозвище закрепилось за универсалом, но позже распространилось и на седан.
ЗАЗ-968 — «Ушастый»
«Запорожцы» не избежали ярлыков. ЗАЗ-968, например, получил прозвище «ушастый» благодаря выступающим воздухозаборникам на задних крыльях. Эти «уши» стали фирменной чертой модели и объектом как насмешек, так и нежной любви владельцев.
ЗАЗ-965 — «Горбатый»
Первый массовый «Запорожец» — это был не просто автомобиль, а попытка дать людям минимальный, но личный транспорт. За счёт округлой формы кузова модель ЗАЗ-965 прозвали «горбатым». И пусть с технической стороны он был далёк от совершенства, в народной памяти «горбатый» остался культовым.
УАЗ-469 — «Козёл»
Ульяновские внедорожники прославились своей проходимостью и... жёсткостью. За характерную тряску на ухабах и повадки на бездорожье народ окрестил УАЗ-469 «козлом» или ласково — «козликом». Также встречалось имя «бобик», особенно в милицейском исполнении.
УАЗ-452 — «Буханка»
Редко какое авто можно узнать по силуэту с первого взгляда. Но «буханка» — вне конкуренции. Свое прозвище этот фургон получил за сходство с буханкой хлеба. И хоть модели уже несколько десятилетий, она до сих пор выпускается и работает в самых труднодоступных уголках страны.
Вместо заключения
Советские автомобили жили с водителями долгие годы — и, как настоящие спутники жизни, обрастали именами, историями и характером. Эти клички не были случайными: они отражали отношение людей к технике, эмоции и даже легкую иронию. Многие из этих прозвищ живы до сих пор и вызывают улыбку — а значит, память о тех машинах всё ещё с нами.
Знаете ли вы
Стоимость легковых автомобилей в СССР
Модель | Годы выпуска | Цена в рублях (год) | Краткие примечания |
---|---|---|---|
ГАЗ М-20 «Победа» | 1946—1958 | 16 000 (1947), 20 000 (1955) | Первая массовая легковая модель СССР |
ГАЗ-21 «Волга» | 1956—1970 | 5 600 (1964), 9 000 (после 1970) | Символ статуса, популярна среди руководства |
ГАЗ-24 «Волга» | 1967—1986 | 9 200 (1976), 9 800 (1979), 11 200 (1983) | Массовая модель для служебного и личного пользования |
ГАЗ-24-10 «Волга» | 1985—1992 | 16 200 | Поздняя версия «Волги» |
ВАЗ-2101 «Жигули» | 1971—1988 | 5 150 (1971), 6 400 (1983) | «Копейка», первая модель ВАЗа |
ВАЗ-2103 | 1972—1984 | 5 600 (1976), 7 500 (нач. 80-х) | Более престижная версия «Жигулей» |
ВАЗ-2105 | 1980—2010 | 8 000 (нач. 80-х), 8 300 (1991) | Обновлённая «классика» |
ВАЗ-2106 | 1976—2006 | 8 400 (нач. 80-х) | Самая популярная советская «классика» |
ВАЗ-2107 | 1982—2012 | 9 000 (1983), 9 720 (1991) | «Русский мерседес» |
ВАЗ-2108 | 1984—2003 | 8 350 (1984—91), 8 300 (1991) | Первая переднеприводная модель ВАЗа |
ВАЗ-2109 | 1987—2011 | 8 900 (1991) | Пятидверная версия «Спутника» |
ВАЗ-2121 «Нива» | 1977—н.в. | 11 000 (1979), 9 000 (1991) | Первый советский внедорожник |
ВАЗ-1111 «Ока» | 1987—2008 | 3 500 (1991) | Самая доступная модель конца 80-х |
Москвич-2140 | 1976—1988 | 6 800 (1976), 7 500 (1983) | Популярный семейный автомобиль |
Москвич-2141 | 1986—2001 | 9 600 (1991) | Последний «Москвич» советской эпохи |
ЗАЗ-968М «Запорожец» | 1979—1994 | 3 500 (1971), 5 600 (1983), 3 900 (1991) | Самый доступный автомобиль СССР |
ЗАЗ-1102 «Таврия» | 1987—2007 | 5 100 (1991) | Переднеприводная малолитражка |
ИЖ-Комби | 1973—1997 | 7 500 (нач. 80-х) | Универсал на базе «Москвича» |
Героиня картины «Любовь и голуби» стала символом тоски и одиночества советских женщин.
Любовь и голуби Раисы Захаровны: какой секрет смогли разглядеть зрительницы культовой советской комедииМинистр просвещения Сергей Кравцов пообещал: через три года в школах появятся единые государственные учебники по всем предметам
Детство разное — учебник один: для школьников придумали «советское» нововведение