• 78,71
  • 90,75

Почему в одних странах руль машины справа, а в других — слева? И как не запутаться москвичам

Автомобиль

Вопрос, который волнует миллионы людей.

3 сентября 1967 года Швеция совершила, казалось бы, безумный, но на самом деле хорошо спланированный шаг: страна перешла на правостороннее движение. Это событие получило название день H — от шведского «Högertrafik», что означает «правостороннее движение». Но так ли уж «нормальна» эта сторона дороги?

С тех пор не утихают споры: почему одни государства двигаются по правой стороне, а другие — по левой? Логика вроде бы есть и у тех, и у других. Однако стоит копнуть глубже — и станет ясно: единой причины не существует. Или, как любят говорить историки, «всё сложнее».

Правая рука — правый путь?

Сторонники правостороннего движения приводят множество аргументов: дескать, правшам проще нести груз на правом плече и одновременно идти по правой стороне. Управлять лошадью или экипажем правой рукой — тоже удобно. Всё логично.

Но и у левой стороны есть свои доводы. В средневековье джентльмен всегда должен был быть готов к дуэли, а доставать меч с левого бока правой рукой — логичнее всего. Значит, идти надо по левой стороне, чтобы правая была свободна для защиты.

Однако если верить этим аргументам, получается, что в Европе одни народы жили с грузами на плечах, а другие постоянно готовились к сражениям на улицах. Звучит сомнительно, не правда ли?

Немного истории и немного догадок

Иногда можно услышать, что левостороннее движение — более «древнее» и «правильное». Приводятся примеры: то римская монета с двумя всадниками, разъезжающимися по левой стороне, то раскопки в Англии, где в старинной каменоломне правая сторона дороги была более изношенной.

Но доказательства неубедительны. То ли лошадей не так запрягли, то ли монету неправильно истолковали. Всё это — гипотезы, а не чёткие факты.

Знаете ли вы

Интересно, что на воде действует другая логика: корабли при встрече обязаны расходиться левыми бортами — это фактически правостороннее движение. Причём этого правила придерживаются даже те же англичане, столь верные «левой» стороне на суше.

Россия — среди «правых» уже давно

О том, что Россия придерживалась правостороннего движения, известно с начала XVIII века. Вот что писал датский вице-адмирал Юст Юль в 1709 году:

«В России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь, разъезжались, держась правой стороны…»

Спустя полвека, в 1752 году, императрица Елизавета I закрепила это указом. Там же, кстати, говорилось и о скорости передвижения: «не ездить слишком шибко». Англия, в свою очередь, ввела левостороннее движение официально только в 1756 году — и то лишь на Лондонском мосту.

А вот Франция стала правосторонней в 1789 году, во время революции. Именно она активно экспортировала эту схему в другие страны Европы.

Мировой расклад

Сегодня около 72% дорог в мире — правосторонние, на них живёт примерно 66% населения. Остальные — в странах с левосторонним движением: это

  • Индия,
  • Япония,
  • Австралия,
  • Индонезия,
  • Пакистан и другие.

Иногда схема меняется. Например, Мозамбик, будучи бывшей португальской колонией, перешёл с правостороннего на левостороннее движение, чтобы соответствовать соседям. А Самоа в 2009 году сделала обратное — переметнулась на «левую сторону», потому что большинство автомобилей там поступают из Австралии и Японии.

День, когда Швеция поменяла сторону

Самый известный переход произошёл в Швеции в 1967 году. В 4:50 утра всё движение остановилось, и в 5:00 машины начали ехать по правой стороне. Столкновений не было — водители были готовы, знаки заменены, разметка обновлена. Более того, аварий стало меньше — люди стали ездить аккуратнее.

Где сидит водитель?

При правостороннем движении — слева. Но в начале автомобильной эры рули часто располагались по центру или даже справа. Это делалось ради удобства посадки: грязные улицы заставляли избегать выхода со стороны проезжей части.

Позже всё изменилось: левый руль стал стандартом, ведь он даёт лучший обзор встречного трафика. Особую роль сыграл Ford T — он «поставил Америку на колёса» с левым рулём, и другие автопроизводители были вынуждены подстроиться.

Тем не менее, существуют машины с «неправильным» рулём, и вовсе не для экспорта. В СССР выпускали «Москвич-434П» и почтовый ЗАЗ-965С, где руль был справа — так удобнее было почтальону выходить. А для мусоровозов такое решение и по сей день практично.

Итог: как выбрать сторону?

Выбор «правой» или «левой» стороны движения — это не вопрос логики или древних обычаев. Это сложный исторический и геополитический пазл. Страны меняют движение ради комфорта, политики или даже доступности автозапчастей.

Главное, чтобы правила соблюдались — вне зависимости от того, с какой стороны у машины находится руль.

Знаете ли вы

Левосторонние улицы — и в Париже, и в Петербурге

Интересно, что «левые» улицы есть даже там, где общее движение — правостороннее. Например, в Париже, на Avenue du Général-Lemonnier, движение организовано как в Англии. Похожая улица есть и в Санкт-Петербурге. Это — исключения, созданные ради оптимизации трафика, с физическим разделением потоков.

Почему у автомобилей бензобак может быть слева или справа: разбираемся вместе

Этот вопрос терзает многих автолюбителей.

Почему у автомобилей бензобак может быть слева или справа: разбираемся вместе
Новые знаки помогут подмосковным водителям: с пользой для людей и зверей

Ведь животные не читают правила дорожного движения.

Новые знаки помогут подмосковным водителям: с пользой для людей и зверей
Выпил таблетку от боли — лишился прав: Госдума готовит новые правила для водителей

Под удар могут попасть даже те, кто принял обезболивающее или противосудорожное — вроде габапентина.

Выпил таблетку от боли — лишился прав: Госдума готовит новые правила для водителей