• 76,09
  • 88,70

«Привлекает внимание всех»: этот московский дом снялся в «Место встречи изменить нельзя»

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

От купеческого теремка до кинолегенды.

Этот уютный двухэтажный особнячок на Садовой-Сухаревской улице в Москве — как живая открытка из прошлого.

Среди стеклянных высоток и бетонных коробок он торчит, словно сказочный теремок, и манит прохожих своей изящностью.

А еще это тот самый "милицейский" дом из культового фильма "Место встречи изменить нельзя", где Жеглов с Шараповым ловили бандитов. Но за его фасадом — целая история с загадочным владельцем и драматическими поворотами.

Кто и зачем построил этот шедевр

В 1908 году на углу Садовой-Сухаревской и современной Макаренко вырос этот домик. Руки к нему приложили сразу два архитектора: Александр Галецкий, мастер московского модерна, и Аполлос Правдин — коммерсант с тягой к строительству.

Правдин не просто нарисовал проект, он сразу вселился туда со своей семьей. Дом записали на жену, Варвару Васильевну, — обычный трюк тех лет, чтобы спасти имущество от кредиторов, если бизнес пойдет ко дну.

Галецкий тогда был на пике: строил особняки для богатых москвичей, экспериментировал с формами. А Правдин... О нем почти ничего не известно.

Был ли он настоящим зодчим или просто энтузиастом? Архивы молчат, и это добавляет дому таинственности. Особняк получился компактным — всего два этажа с мансардой, но таким нарядным, что прохожие и по сей день оборачиваются.

Фасад, от которого глаз не оторвать

Главный хит — фасад в стиле венского сецессиона, с плавными линиями и растительными узорами. Посреди строгой московской улицы вдруг трехчастный вход с эркером, который выгибается как волна.

Декор вдохновлен Йозефом Ольбрихом, австрийским гением модерна. Растительные мотивы, лепнина, асимметрия — все кричит о начале XX века, когда Москва расцветала купеческими дворцами.

Интерьер тоже был роскошным: высокие потолки, витражи, резные детали. Правда, внутри почти ничего не сохранилось — время и ремонты все стерли.

Фасад пережил больше: хотя реставраторы в нулевых слегка "подправили" его, добавив мансардное окно и упростив лепнину, дом все равно завораживает. Он даже под охраной как памятник культуры.

Короткая жизнь хозяев и новые жильцы

Правдиным не посчастливилось наслаждаться домом долго — всего пару лет. В 1910-м его скупил Сергей Капцов, фабрикант из купеческой династии.

Семья Капцовых крутила текстильный бизнес, а Сергей еще и автомобили "тюнинговал": ставил русские кузова на шасси Mercedes или Opel. Богатые клиенты разбирали такие машины мгновенно. Капцовы обжили особняк, но революция все перевернула.

После 1917-го дом национализировали. Здесь ютилась музыкальная школа — дети бренчали на пианино там, где раньше пировали купцы.

Потом комбинат "Дом Правды", милиция в киношной версии, но в реальности ничего подобного. Здание ветшало, в 90-е даже говорили о сносе. К счастью, его спасли: отреставрировали, хотя и не без огрехов.

Звездный час в кино

Для миллионов россиян особняк — это прежде всего сцена из "Места встречи". Помните, как Кирпич шарит по карманам, а Жеглов подкидывает ему кошелек у "милиции"?

Именно этот дом снимали в 1979-м. На деле там была все та же музыкальная школа, а не отделение МУРа. Режиссер Станислав Говорухин выбрал его за колорит — идеальная декорация для послевоенной Москвы.

С тех пор дом оброс легендами. Фанаты "МУРа" приходят сюда на поклон, фотографируют фасад, вспоминают цитаты. Кино сделало из тихого особняка звезду — теперь он часть городской мифологии, как "Стравинский фонтан" для парижан.

Что происходит с домом сейчас

Сегодня на Садовой-Сухаревской, 5, особняк выглядит ухоженно. Метро "Сухаревская" или "Цветной бульвар" — рукой подать, так что прогуляться легко.

Внутри, судя по всему, офисы или что-то подобное — посторонним ходу нет. Но снаружи он как магнит.

«Трудно не верить»: зачем на киносъёмках бьют тарелки и что бывает, если посуда не разбилась

Ритуал, придуманный для удачи, однажды стал символом остановившегося проекта.

«Трудно не верить»: зачем на киносъёмках бьют тарелки и что бывает, если посуда не разбилась
«В 59-ой снимался фильм "Розыгрыш"»: какие школы и вузы Москвы стали звёздами кино

Это вовсе не кинопавильоны.

«В 59-ой снимался фильм "Розыгрыш"»: какие школы и вузы Москвы стали звёздами кино

«Чудесный модерн. Стоит возвышаясь, как замок. Такие прекрасные окна. Вход доминанта фасада. Да и остальные элементы очень рельефны. История этого особняка не менее яркая и интересная».

«Как он красив, ещё и в кино снялся. Очень классный образец модерна».

«Мне кажется, что этот дом привлекает внимание всех прохожих».

«Видный дом. Хороша входная группа, ну а окна шикарные. В фильме на дом не обращаешь внимание, а жаль».

«Я часто ездила мимо этого дома, который невозможно было не заметить. Особенно я любовалась дивной красоты решетками, расположенными справа и слева от входной двери».