Скромная станция Калужско-Рижской линии: почему москвичи её обходят стороной

Строительство сопровождалось постоянными проблемами.
Проезжая по Калужско-Рижской линии московского метро, нельзя не заметить станцию «Октябрьская».
Внешне она кажется простой и даже несколько скромной, но за её минимализмом скрывается удивительная история о том, как в начале 1960-х пытались построить метро быстро, дешево и по максимуму без лишних затрат — и при этом не совсем потерять стиль и удобство.
Почему появилась «Октябрьская»?
К концу 1950-х годов южная часть Москвы уже была плотно застроена жилыми кварталами. Ленинский проспект и Профсоюзная улица становились оживлёнными районами с большим числом жителей.
Город рос на юг, границы расширялись почти до основания современной МКАД. В таких условиях метро не могло не появиться — оно становилось необходимым для комфортного передвижения миллионов.
«Октябрьская» задумывалась как первая станция нового южного участка — Калужского радиуса, ставшей впоследствии частью Калужско-Рижской линии.
Работы по её строительству начались в 1959 году, чтобы поскорее обеспечить жителей качественным транспортом. Название станции изменялось: сначала её называли «Калужской» — как похожую станцию кольцевой линии, но в итоге утвердилось имя «Октябрьская».
В газетах того времени её часто называли «метровокзалом», подчёркивая важность объекта.
Сложности под землёй
Строительство станции велось на глубине около 50 метров — уровень, необычный для того времени. Земля на стройплощадке оказалась крайне сложной — попался плывун, смесь воды, глины и песка, грозившая пролить все усилия.
Чтобы бороться с этой проблемой, применяли технологию сжатого воздуха — это позволило удержать грунт и продолжить работы.
Строили закрытым способом, с помощью проходческого щита — это было дорого и сложно, особенно в сложных геологических условиях, но другого выхода не было.
Напряжённая работа и желание уложиться в бюджет привели к беспрецедентной экономии на всём.
Экономия на каждом шагу
Метро всегда требовало больших вложений, но на «Октябрьской» пошли дальше — по максимуму сберегли ресурсы. Диаметр тоннелей и углы наклона эскалаторов уменьшили на метр, чтобы затратить меньше металла — на целых 25% меньше, чем обычно.
Отделка станции получилась максимально простой. Отказались от пышных украшений и сложных тем оформления — станция стала символом хрущёвской эпохи, когда основной упор делался на функциональность и скорость строительства.
Маленькие архитектурные хитрости
Несмотря на скромность, архитекторы не отказались от попыток сделать станцию немного интереснее.
Центральный зал украшен прямоугольными пилонами, расходящимися книзу и превращающимися в карниз с оригинальной подсветкой, встроенной прямо в конструкции.
Вместо привычных люстр мягкий свет исходит сверху, подчеркивая белоснежные мраморные своды.
Пилоны облицованы светлым и кремовым мрамором, пол выложили из красного и серого гранита, создавая контрастный орнамент.
Пол боковых платформ асфальтирован, но ограничительные линии выполнены из керамической плитки жёлто-чёрных цветов, а стены украшены той же плиткой.
Заканчивают интерьер аккуратные деревянные лавочки и симпатичные урны. Эскалаторы, восстановленные со времен кольцевой линии, выглядят контрастно с общим минимализмом станции — у них красивые старинные светильники.
Наземный вестибюль — редкость и украшение
Особое внимание заслуживает наземный вестибюль «Октябрьской». В отличие от большинства станций того периода, где выходы прятали под землю, здесь выделили настоящее архитектурное сооружение.
Снаружи он выглядит как аккуратное здание с плавно изогнутой крышей, напоминающей трамплин. Стеклянные вставки у дверей и ажурная кладка стен придают лёгкость и воздушность.
Внутри — круглый зал с отделкой из розового мрамора и серого гранита, а также маленькие светильники на потолке, создающие уют и особую атмосферу.
Это небольшое здание стало настоящей изюминкой на фоне простой станции и запомнилось многим посетителям.
Почему «Октябрьская» не пользуется большой популярностью?
Несмотря на всё это, станция так и не стала одной из самых загруженных в Москве. В сутки её пассажиропоток составляет около 25 тысяч человек — вдвое меньше, чем у соседней станции кольцевой линии.
Главная причина — расположение выхода далеко от популярных мест, например Парка Горького. К тому же улица Большая Якиманка не является туристическим центром, поэтому основной пассажирский поток здесь невелик, пишет автор Дзен-канала «О Москве нескучно».