• 81,90
  • 96,05

Как в 1930-х выглядела троллейбусная сеть в Москве: сравнили прошлое с настоящим

Троллейбус

От деревянных двухэтажек до тихих электробусов.

Когда задумаешься о московском электротранспорте, первая картинка, которая приходит в голову — это, конечно, легендарный трамвай с его звоном колёс по рельсам.

Но в 1930- годах в столице появился другой герой — троллейбус, который до сих пор ласково называют «рогатым».

Как всё начиналось

15 ноября 1933 года московская улица впервые увидела троллейбус — машину с деревянным каркасом, обшитую тонким металлом, названную «ЛК» в честь наркома путей и сообщений Лазаря Кагановича.

Эти темно-синие «бусики» были настоящей «новинкой» технологической эпохи, способными вмещать до 55 человек и развивать скорость до 50 км/ч. Они работали на маршруте от Тверской заставы до окраины Всехсвятского (ныне район Сокол).

С тех пор троллейбусы незаметно начали своё шествие по улицам Москвы — сначала робко, а затем всё увереннее.

1937 год — год двухэтажных троллейбусов

Ключевой момент в истории произошёл в 1937 году: тогда город впервые получил английские двухэтажные троллейбусы от фирмы English Electric.

Машины были настоящей сенсацией — высотой в два этажа! Представьте, какие они казались колоссальные на фоне одноэтажных моделей.

Для их движения городским рабочим потребовалось поднять контактную сеть выше на целый метр.

Совсем скоро московские инженеры начали выпускать собственные советские версии двухэтажных троллейбусов — модели ЯТБ-3, которые бороздили Ленинградское шоссе и территорию ВДНХ.

Правда, пассажиры к ним относились скептически, редко поднимаясь на верхний этаж, и к 1953 году эти «двухэтажки» исчезли с улиц Москвы.

Как троллейбусы завоевали город

С каждой новой линией, с каждым километром контактной сети троллейбусы становились всё популярнее. Уже в конце 1930-х годов их в Москве было несколько сотен, и они обслуживали десятки маршрутов, особенно в центральных районах города.

После появления метро в 1935 году троллейбусы стали настоящей «развозкой» — люди с комфортом добирались до станций, а современные модели оснащались отоплением, мягкими сиденьями и удобными поручнями.

Правда, двери в то время были ещё ручные — водитель открывал передние, а кондуктор задние.

Троллейбусы в жизни современного города

Сегодня троллейбусы — это почти символ экологии, тишины и (по сравнению с бензиновыми автобусами) аккуратности в городском потоке.

За долгие годы в Москве троллейбусная сеть то расширялась, то сужалась, особенно в последние десятилетия, когда на улицы выходили гибридные и электрические автобусы, а часть маршрутов закрывали ради уменьшения проводов и упрощения городского пространства.

Но несмотря на это, «рогатый» транспорт остаётся любимым многими москвичами благодаря своей экологичности и особенно плавной, почти бесшумной езде.

Несколько маршрутов троллейбусов сегодня активно связаны с важными транспортными узлами и историческими районами города.

От деревянных «ЛК» к современным экобусам

В Москве троллейбусы прошли путь от деревянных обшитых железом деревянных «ЛК» до современных машин с удобными салонами, системами кондиционирования и электронных табло.

Они помогали городу расти, развиваться, служили жителям в военные и мирные годы, в мороз и снег, всегда оставаясь надежным спутником в большом ритме мегаполиса.

Так что когда в следующий раз встретите на улице троллейбус с его «рогами», вспомните про давнюю историю, про деревянные двухэтажные «рогатые» из Англии 1937-го, тихие первые маршруты в 30-х годах и про ту роль, которую эти электробусы продолжают играть в современной Москве.