Оставьте свое мнение при себе: как правильно реагировать на критику
Сложно найти человека, который ни разу не сталкивался с критикой. Причем далеко не всегда она исходит от незнакомых людей, замечания которых можно легко забыть. Поэтому важно уметь постоять за себя, даже если неприятные замечания исходят от близких и дорогих людей.
Критические замечания — одна из форм замаскированной агрессии и желание возвыситься в собственных глазах за счет другого человека. Достаточно часто непрошеные комментарии преподносятся в виде заботы.
Почему мы так остро воспринимаем критику
Эмоциональная реакция на критику вполне естественна, так мы защищаем психику, ведь порой слова задевают за живое. Именно наши мысли в ответ на замечание диктуют, какая реакция затем последует. Чьи-то слова могут пробудить внутреннего критика, который не упускает возможности согласиться со словами другого человека. А это сильно сказывается на самооценке. Непрошеное мнение также может приводить в ступор, ведь мы зачастую его не ожидаем и не знаем, как реагировать.
Почему люди склонны критиковать?
Такое желание не появляется просто так, зачастую оно обусловлено множеством внутренних установок, которые далеко не всегда оказываются верными.
В первую очередь, желание критиковать встречается у определенного типа личности. Такие люди обладают завышенной самооценкой и исключительной уверенностью в собственной правоте. Чаще всего их замечания совсем не обоснованы, и произносятся лишь для того, чтобы психологически подавить собеседника.
Нередко критику можно встретить в отношениях начальника и подчиненного. Первым она воспринимается как метод, который положительно скажется на работе, однако чаще всего происходит обратное.
Критика в отношениях также встречается довольно часто и исходит, как правило, от одного из партнеров. Причина кроется в банальном желании изменить своего спутника, однако критика очень редко приводит к реальной трансформации личности, и каждый укор начинает восприниматься острее.
Бывает ли критика во благо?
Она может быть как конструктивной, так и деструктивной, не имеющей ничего общего с реальностью. Чтобы отличить эти два вида следует задать себе эти вопросы:
- Насколько для меня интересна эта критика?
- Дорожу ли я мнением этого человека?
- Помогут ли мне эти слова стать лучше?
- Хочу ли я слышать это в данный момент?
Если ответ на каждый из вопросов был утвердительный, критику можно считать конструктивной.
Как отвечать на критику
Самый неприятный вид критики — необоснованный. Сделайте своим главным оружием спокойствие и рассудительность, иначе агрессия и споры до добра точно не доведут.
Когда сталкиваетесь с необоснованными суждениями, помните, что другой человек говорит вам об этом с целью самоутвердиться и вывести из себя. Научитесь снисхождению, простите его выходку, но в то же время не давайте ему возможность критиковать безнаказанно.
«Ваше мнение об этом вопросе мне неинтересно» — универсальное выражение, которое лишит собеседника возможности продолжать обсуждение темы.
«Прежде всего, нужно разобраться в ситуации» — тактичный ответ, который подходит для деструктивной критики.
Можно и совсем ничего не отвечать. Помните, что вы всегда можете выбрать свою реакцию на те или иные слова. Остановитесь и подумайте, действительно ли нужно вступать в разговор или можно просто промолчать. Никто не имеет права навязывать вам свое мнение, а вы, в свою очередь, обладаете правом его не слушать.
Источник фото: freepik.com