Япония делает ставку на Россию: тишина после Disney продлилась недолго

Это не просто культурный обмен, а смена настроения.
После ухода Disney с российского кинорынка его место надолго пустым не осталось — вскоре на экране появятся новые миры, где чувства важнее спецэффектов.
Когда сказка сменила жанр
Ещё два года назад казалось, что вместе с уходом крупных американских студий страна надолго останется без привычного семейного контента.
Но зритель быстро показал: потребность в историях не исчезает, просто форма этих историй меняется.
Новая сцена — японская
Теперь на место западных сказок приходят миры другой эстетики. Как передает Телеграм-канал Shot, Ассоциация японской анимации (AJA) официально зарегистрировала свой товарный знак в России.
Ассоциация объединяет 52 крупнейшие японские студии, на счету которых — легендарные проекты вроде «Астробоя», «Наруто» и «Призрака в доспехах».
AJA планирует не просто показывать свои работы, но и участвовать в фестивалях, развивать локализацию, продавать лицензированный мерч и сотрудничать с российскими площадками.
Иными словами, Япония пришла не в гости, а всерьёз и надолго.
Почему именно сейчас
Пока западные студии уходили, японская индустрия, напротив, переживала расцвет. В 2023 году мировой рынок аниме достиг рекордных 22 млрд долларов — рост на 14 % по сравнению с предыдущим годом.
Россия же стала одним из регионов, где аудитория растёт особенно быстро — и не только среди подростков.
Кто смотрит аниме в России
Интерес к японской анимации в России уже давно вышел за пределы нишевой субкультуры. По исследованию Mediascope, среди подростков в городах России 27 % девочек и 18 % мальчиков 9—13 лет смотрят аниме, а в возрасте 14—17 лет — уже 42 % девочек и 26 % мальчиков.
По данным VK Видео, мужчины составляют 71 % аудитории аниме-контента, женщины — 29 %. А на «Кинопоиске» интерес к аниме проявляли 13—17 % пользователей в первом квартале 2024 года
Такой интерес нельзя не заметить — и именно на этой волне японские компании решили закрепиться на рынке.
Новый взгляд на эмоции
Переход от привычных мультяшных сказок к японской анимации — не просто смена стиля. Это смена восприятия: вместо внешнего блеска — внутренние переживания, вместо морали — эмоциональная глубина.
Для российского зрителя это приглашение смотреть иначе, чувствовать иначе — и, возможно, заново открыть для себя силу простых историй.