Таких зданий в Москве почти не осталось: уникальные Палаты Аверкия Кириллова XVII века — там даже был «висячий сад»

Памятник архитектуры, у которого нет аналогов.
Эти стены помнят пожар 1812 года, перестройки и советскую реставрацию, но по-прежнему хранят уникальное переплетение московского узорочья и петровского барокко.
Как всё начиналось
Истоки истории уходят в XV век, когда земля на берегу Москвы-реки принадлежала боярину Ивану Никитичу Беклемишеву, прозванному Берсенем. После его казни в 1525 году участок стал царским, а затем был пожалован Кириллу — родоначальнику семьи Кирилловых.
К середине XVII века имение перешло к его внуку — Аверкию Степановичу Кириллову (1622—1682), богатому купцу и думному дьяку.
В 1656—1657 годах он затеял масштабную перестройку: на древнем подклёте выросли два каменных этажа, увенчанные деревянным теремом с жилыми покоями и «висячим садом». По соседству появилась приходская церковь Николы на Берсеневке, соединённая с домом крытым переходом.
Не случайно иностранцы замечали роскошь этого дома. Голландский путешественник Н. Витсен в 1665 году отметил его как один из самых нарядных в Москве.
Знаете ли вы
В начале XVIII века новый хозяин, дьяк Оружейной палаты А. Ф. Курбатов, придал зданию фасад в модном петровском барокко — для Москвы того времени это было редкостью.
Архитектурный коктейль эпох
Сегодня палаты демонстрируют яркий симбиоз двух стилей.
- Московское узорочье середины XVII века можно увидеть в боковых фасадах: килевидные наличники, фигурные «кубышки»-столбики, изразцовые вставки.
- Петровское барокко — в северном фасаде, обращённом к набережной: рустованные углы, белокаменная резьба, арочный навес на мощных консолях.
Церковь Николы на Берсеневке, возведённая вместе с палатами, выглядела как яркий «пряничный домик» — бесстолпный четверик с крыльцом на кубышках и разноцветными кокошниками. В XVIII веке к ней пристроили колокольню, но в 1932 году её разобрали.
От казённых архивов до археологов
После смерти Аверкия Кириллова здание оставалось в семье до середины XVIII века, затем перешло в казну.
В разные годы здесь находились:
- Корчемная контора — орган, следивший за борьбой с тайной продажей вина;
- Разрядно-сенатский архив, хранивший родословные книги и росписи;
- Сенатская курьерская команда.
Знаете ли вы
Во второй половине XIX века архитектор А. П. Попов адаптировал палаты под нужды Московского археологического общества, которое обосновалось здесь с 1868 по 1923 год.
Советская эпоха и научные институты
В 1924 году здание заняли Центральные государственные реставрационные мастерские. По их инициативе в 1932-м была разобрана колокольня церкви Николы — она мешала солнечному свету.
Позднее здесь жили обслуживающие сотрудники «Дома на набережной». В 1941-м палаты вновь стали научным центром, где размещались разные исследовательские институты культуры и охраны памятников.
В 1992 году здесь работал Российский институт культурологии.
XXI век: реставрация и «Лаборатория костюма»
В 2014 году здание перешло к Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва.
Уже через год заработал проект «Лаборатория русского костюма XVII века» — интерактивная площадка, где можно было примерить копии старинных нарядов и узнать о быте допетровской Руси.
С 2021 года палаты закрыты на реставрацию. Эксперты опасались за состояние конструкций, но работы обещают вернуть зданию исторический облик и продлить его жизнь на многие десятилетия.
Редкое деревянное здание в центре Москвы — не просто архитектурная диковинка.
«Проклятый особняк» на Арбате: история дома Пороховщикова, где оживают легенды о сталинских расстрелахОн пережил сухой закон, войну и приватизацию, но не исчез.
Миллионы литров водки в прошлом: история завода «Кристалла», который хотели снестиЭти конфеты ели все.
Легенда Москвы уходит в прошлое: «Красный Октябрь» снесут ради элитной недвижимости